Газета
«Выборгские Ведомости»
Все выпуски
 

Дефицит водителей в Петербурге : русские не хотят, мигрантов мы не хотим

В Петербурге некому водить автобусы: россияне не хотят, мигрантам — не дают. Водители пассажирского транспорта стали вымирающим видом несколько лет назад. Они нужны всем — и частным перевозчикам, и государственному «Пассажир-автотрансу». Не хватает водителей трамваев и троллейбусов. Даже «Горэлектротранс» уже готов принимать на работу мигрантов.

Власть предлагает перевозчикам искать водителей на ярмарках вакансий и в регионах. Но на последней ярмарке не нашлось ни одного водителя автобуса. А в ближайших регионах — например в Архангельске — на маршрутках работают все те же мигранты.

Претензии

50% коммерческих автобусов в Петербурге обслуживают иностранные рабочие — узбеки, реже — таджики и азербайджанцы. У населения много претензий: русский язык водители знают плохо, на дороге лихачат, правил не соблюдают. Но найти русскоговорящих мигрантов оказалось проще, чем искать местных водителей с трехлетним стажем.

В крупных компаниях уверяют: их водители-мигранты держатся за место, поэтому, как правило, и маршрут знают, и русский язык, и специфику работы. А лихачат «нелегалы» и мелкие перевозчики. Кстати, два самых крупных за последние годы ДТП с автобусами — на Невском проспекте и на Таллинском шоссе — совершили водители-россияне.

Портрет водителя

Типичный водитель маршрутки — мужчина 40-50 лет, ранее работавший таксистом или водителем автобуса в одной из республик СССР. Есть среди них госслужащие, много бывших милиционеров. Содержит семью. Раз в год выезжает на родину, как того требует российское законодательство. Для этого он увольняется и через месяц возвращается на прежнее место, оформляя рабочую визу, разрешение на работу и прочие документы.

На зарплату в 25-30 тысяч мигранты могут кормить семьи на родине и снимать жилье в Петербурге. Бабур, водитель маршрутки № 41, вспоминает, как тратил 200 долларов в Узбекистане: «Я гулял, водил друзей в рестораны, покупал подарки, а все равно осталось».

Где местные?

По словам заместителя гендиректора по персоналу «Третьего парка» Юрия Дорожкина, дефицит водителей связан с дороговизной прав категории «D» (50-70 тысяч рублей), с требуемым сейчас стажем и с непрестижностью профессии.

«У нас же все хотят менеджерами быть, — смеется Юрий. — Я называю это беловоротничковой избалованностью. 25-35 тысяч для молодого человека — неплохие деньги. Но у него нет стажа. Да и проще работать охранником в магазине».

«В 90-е годы сократилась зарплата, многие водители перешли работать на автобусы туристических компаний, в таксомоторные и грузовые перевозки. Обратно вернуть потерянные кадры очень сложно», — добавляет Дмитрий Игнатьев, пресс-секретарь Комитета по транспорту. По сообщению комитета, сейчас зарплата водителя автобуса составляет 35 тысяч, в следующем году планируется ее повышение на 5-10%.

Что будет

Количество мигрантов, которые будут работать водителями, высчитывается по заявкам предприятий. «Мы просили у города 1800 человек, а нам дали 1600. 250 человек, которые отлично знают маршруты, сидят дома третий месяц», — рассказывает Юрий Дорожкин.

Не могут получить рабочую визу около 1100 водителей — 500 автобусов могли бы курсировать по городу. По словам Василия Киселева, председателя ассоциации перевозчиков пассажиров, мигранты идут работать к нелегалам. Квоту на водителей-мигрантов разобрали компании, не работающие с пассажирским транспортом. Комитет по транспорту просил увеличить квоту на тысячу, но вопрос не решен. Глава Комитета по труду Дмитрий Чернейко заявил, что задача города — свести к минимуму число водителей-мигрантов. Со временем город планирует перейти к транспорту большой вместимости — даже на коммерческих маршрутах, говорят в Комитете по транспорту.

Проверки на дорогах

Тесты

При поступлении на работу к крупному перевозчику (ПТК, «Питеравто», «Третий парк») водитель сдает экзамен по русскому языку и экзамен на вождение. Служба безопасности изучает его дело, смотрит, нет ли имени в черном списке.

Каждое утро водители проходятмедосвидетельствование и получают путевку.

Мелкие перевозчики (предприниматели) позволяют себе больше свободы. Водитель одного из маршрутов в Кировском районе сообщил, что каждый вечер путевки «на утро» им привозит «диспетчер». Работают они по 15 часов в день. Но и зарабатывают — 40-50 тысяч в месяц.

Черный список

У перевозчиков есть общий «черный список» профнепригодных водителей. «Стоит один раз провиниться — и путь в пассажирские перевозки будет закрыт», — рассказали в «Питеравто». В онлайн-базу заносятся фамилии всех водителей, попавшихся на ДТП, воровстве или алкоголизме. Пароль есть у каждого перевозчика.

Часть списка попала в руки корреспондента «МР». Из 116 фамилий — большинство славянских. У 25 из них причина неблагонадежности — ДТП. У 25 — пьянство, у 55 — воровство. Остальные попали в перечень из-за хамства или проблем со здоровьем.

Что будет в 2013 году

Тахографы — считают время работы водителя за рулем, чтобы тот не перерабатывал.

ГЛОНАСС — система спутниковой навигации. Каждый автобус можно будет увидеть на интерактивной карте города. С 1 января коммерческие перевозчики обязаны установить систему.

Обязательное страхование: с 1 января каждый пассажир будет застрахован. Если пассажир получит травму во время движения — он имеет право на компенсацию (перелом черепа по вине перевозчика — 2 % от 2,5 млн рублей, ребра — 4%).

Видеофиксация работы водителя и салона вводится во всех автобусах «Питеравто».

Справка:

Более 50% рынка занимают пять крупных компаний: «Третий парк», «Питеравто», «ПТК», «Вест-Сервис», «Шпунт-Северо-Запад», остальные 49% — 11 мелких. 576 55 55 — телефон круглосуточной горячей линии, куда можно пожаловаться на перевозчика. Предприятие обязано ответить письменно.

Третий парк: 88 коммерческих маршрутов, 79 социальных. Иностранцы (по данным перевозчика): около 50%.

«ПИТЕРАВТО»: более 400 маршрутов в СПб и ЛО. Иностранцы (по данным перевозчика): около 30%.

100% текучка у иностранных водителей: они обязаны каждые 11 месяцев выезжать из страны. Оформление новых документов занимает около месяца и стоит 12 тысяч рублей.

10,5 тысяч водителей-мигрантов приехали в Петербург в 2012 году.

4 тысячи автобусов — автопарк всех «частников».

80% мигрантов работают водителями в «Третьем парке» не менее четырех лет.

Анастасия Гавриэлова

Мой район

25613
27.12.2012
Мой район
Рубрика: Другое
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Последние комментарии

Ежегодно к примеру моя девушка хочет всегда разных подарков, вкусы меняются, предпочтения тоже, но н...

И в доме тоже хочется иметь нормальное освещение и я в этом году собрался заняться световым дизайном...

Я думаю, что это отличная новость. Освещение - это всегда важно, особенно на дорогах....

Откуда вы знаете, можете деревья уже были сухие или корни гнилые, думаю что зря бы их никто не трога...

Жаль что сейчас нет аналогов таких больших приложений социальных сетей. То есть вы можете заказать ...