Газета
«Выборгские Ведомости»
Все выпуски
 

Стеклодувами не рождаются

В Выборге освоили венецианское стекло

Наша газета уже писала о Константине Телицком, витражных дел мастере, человеке, интересным образом изменившем свою судьбу. Похоже, его жизненный выбор оказался удачным.

Несколько лет назад Константин, молодой инженер, занимавший престижную должность генерального директора судостроительной компании, был очарован витражами, увиденными им в одном из придорожных кафе Финляндии. Это послужило поворотным пунктом его биографии. Полтора года Константин вольнослушателем посещал занятия на кафедре стекла и керамики училища Штиглица, после чего бросил судостроение, получил поддержку выборгского ресурсного центра «Кристина» и в полуподвальном помещении на Крепостной, 22 «а» открыл витражную студию-мастерскую.

Со временем увлечение ремеслом нашло новые идеи – вместе с супругой Людмилой (прежде банковской служащей, а ныне стеклодувом) он посетил известный остров Венецианской бухты Мурано, славящийся с XIII века своим стекольным производством.

Теперь изделия, выполненные в традиционной венецианской манере, создаются и в Выборге.

Искусство и бизнес

«Мой трудовой день начинается тогда, когда я чувствую к этому готовность, а заканчивается – когда я получаю полное моральное удовлетворение!», - смеясь, говорит Константин. Этой радостью осознания собственной свободы он очень напоминает дауншифтеров, сбежавших от рутинной суеты в мир экзотики «жизни на пляже» и занятий тем, что интересно самому.

Как бы это ни казалось простым, такой побег всегда несет в себе много труда и рисков, связанных с утилитарным вопросом поиска средств на такую жизнь и окупаемостью свободы. Константин считает, что он сделал правильный выбор и что ему во многом просто повезло.

Объясняя это, он рассказывает:

- Когда мы приехали в Мурано, то просто зашли в один из магазинчиков, торгующих стеклом. Этот магазин принадлежал Давидо Пенцо, ставшему впоследствии нашим учителем. Оказалось, что он, живя в городе с тысячелетней историей искусства обработки стекла, как и я, отнюдь не потомственный стеклодув. Родители оставили ему в наследство пиццерию, но он, вопреки их пожеланиям, решил заниматься стеклом. И стал успешным. Теперь он ездит по миру, организовывая мастер-классы изготовления традиционного венецианского стекла. Сейчас вот приезжает в Петербург. Давидо - прекрасный шоумен, умеющий не только привить любовь к своему искусству, но и продать его, что очень важно для любого ремесленника.

Кроме собственно мастерства, экономическую независимость ремесленника должны обеспечивать несколько факторов. Вот они: покупателю предметов прикладного искусства интересно видеть, «как это делается», поэтому совмещенные мастерская и магазин - это хорошо для бизнеса. Важно рассказать людям о том, чем занимаешься, дать понять потенциальному покупателю, что именно он может приобрести, и делать это не назидательно, а легко. Хорошо предоставить посетителю возможность самому попробовать сделать что-нибудь. Важно место, где находится эта мастерская. Будь наша студия, предположим, в Южном микрорайоне, а не в туристическом центре Выборга, туда заходили бы лишь единицы. С местом нам повезло, а мы постарались сделать его привлекательным и дружелюбным.

Здесь может быть городок мастеров

Константин с Людмилой считают, что инициатива мастеров, при поддержке местных властей, дает отличную возможность концентрации ремесленных мастерских в Старом городе. Недавно здесь, например, появился гончар. Предполагается открытие кузнечной мастерской. Вместе с профильными магазинчиками, хорошо и правильно декорированными, городок ремесленников может стать частью комплексной программы, способной привлечь в город туристов.

На вопрос о расширении производства, Константин и Людмила в один голос отвечают: «Нет-нет! Мы вообще не хотим превращать наше дело в производство, заводить промышленное оборудование. Мы просто хотим получать удовлетворение от того, чем занимаемся, и оставаться свободными. Хотим узнать побольше о стекле. Учиться ремеслу. Мы уже сейчас работаем практически во всех технологиях, связанных с обработкой стекла – от стеклодувного lampwork до «холодного стекла» витражей. От архаического производства стеклянных бусин - до молодой технологии создания элегантных абажуров Tiffany. Но всегда есть чему учиться – недавно мы познакомились с самородком из Соснового Бора, Владимиром Нестеровым, который научил нас выдувать из боросиликатного стекла замечательно звучащие колокольчики.

Учиться интересно – самое большое впечатление от поездки на остров Мурано - это посещение тамошней свалки отходов стеклодувного производства. На этой свалке, площадью в восемь десятков футбольных полей и с почти тысячелетней историей, можно найти огромное количество стеклодувного брака, позволяющего раскрыть некоторые секреты производства очень сложных изделий. Мы десять килограмм такого брака привезли с собой и используем его в своих мастер-классах. У нас пробовали свои силы ребята от 10 лет, и у некоторых уже через 15 минут начинает получаться. Это здорово! Мы любим делиться тем, что знаем сами – стараемся научить тех, кому это мастерство интересно – мы нуждаемся в конкурентах – они очень стимулируют нас».

В этот момент в мастерскую вошла очередная туристическая группа, к которой Константин, задавая тон общения, обратился со словами: «Входите, не стесняйтесь! А мы тут что хотим, то и делаем. Из стекла! У нас тут тесновато – за опт битых изделий скидок не будет…» Гости отвечают шутками, контакт возникает мгновенно, и если кто-то из посетителей ушел из студии без покупки, то без улыбки из этого симпатичного места не уходит никто.

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Последние комментарии

Весь мир страдает от этой заразы. Наркотики-это зло!...

В предвыборных и выборных гонках бывают не только "волки в овечьей шкуре", но и хитрые "лисы в овечь...

Я кстати, что-то о таком слышал, но в текущих реалиях такая идея не выгорит и это очевидно. На этот ...

Омерзительны люди, которые обязаны работать на благо населения, но откровенно на это плюют и игнорир...

Чтобы рассуждать в этом плане нужно для начала понимать сколько вообще стоит брендовая женская одежд...