+7 (904) 60-46-0-13
Написать нам
 

Нажить недоброжелателей в Выборге Быкову не удалось

Известному писателю в переполненном зале библиотеки Аалто поклонники аплодировали. В библиотеке Алвара Аалто во вторник выступил Дмитрий Быков – писатель, публицист, литературный критик, педагог - одна из самых заметных фигур в сегодняшнем медийном пространстве. Не удивительно, что лекционный зал был переполнен.

Начал наш гость со смелой, на мой взгляд, шутки: «Что касается темы сегодняшнего разговора, мне просто показалось приятным в очередной раз нажить некоторое количество врагов и недоброжелателей. Особенно приятно это сделать в Выборге, где уже общим местом стала сугубая «европейскость», как города, так и этого фестиваля. Сегодня я попытаюсь объяснить, что в этом нет ничего особенно хорошего».

Объяснения были искромётны и убедительны. Но что касается попытки нажить врагов и недоброжелателей - думаю, она не удалась. Скорее наоборот – поклонников разнообразных талантов Дмитрия Быкова после его визита в Выборг наверняка прибавилось. Почти два часа – на одном дыхании: энергия, свобода, полёт мысли и неповторимый юмор. Зал аплодировал и смеялся. Пересказывать содержание выступления невозможно, Быков – фейерверк: нужно смотреть и слушать, возвращаться к литературной классике, образец переосмысления которой он блестяще продемонстрировал.

«Я-то, может быть, и мастер, но вы – не класс»

Мероприятие было анонсировано как «мастер-класс». По поводу формата Дмитрий Львович сказал следующее: «Я буду говорить о вещах довольно субъективных, и называть это мастер-классом довольно странно. Я-то, может быть, и мастер, но вы - не класс. Потому что в классе, когда я учу, я привык к некоторой авторитарности. Ученик может мне возражать, только если он прочел примерно столько же. Здесь у вас есть полное право не соглашаться, негодовать, возмущаться, и, более того, я хочу вас к этому призвать. Потому что ужасно обидно бывает слышать всякие добрые отзывы во время лекции, а на следующий день открывать «фейсбук» и читать, что это было - всегда два слова – «субъективно и поверхностно». Если кому- то это кажется поверхностным, то есть кто-то более глубоко понимает предмет, проявите знания здесь…»

Затем перешёл непосредственно к теме лекции: «…Сегодня я хотел бы сосредоточиться на трех аспектах. Во-первых, применительно к 19 веку меня интересуют некоторые очень ограниченные векторы взаимного влияния русской и европейской литературы. Охватить это полностью не хватит жизни. Второй аспект этой темы - сопоставление того, как русская и европейская литература освещают одни и те же сюжеты. И третье - как в 20 веке эволюционирует главный жанр века, а именно - роман об упадке семьи».

«Пока о чём-то спорят, оно сохраняет тенденцию быть скорее живым»

До третьего аспекта дело не дошло, поскольку освещение первых двух оказалось довольно объёмным, а нужно было оставить время и на вопросы и ответы. Вторая часть оказалась не менее интересной. Спрашивали, в основном, о литературе, интересуясь мнением Быкова по тому или иному поводу, считая Дмитрия Львовича безусловным авторитетом в этой области. Однако были и несогласные. Так, одна из слушательниц решила, что после выступления Быкова возникла необходимость реабилитировать великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

«Люблю, когда лекция вызывает полярные подходы, это всегда интересно, потому что это доказывает вечную актуальность, я бы сказал, бессмертие русской литературы, - отреагировал Дмитрий Быков. - Потому что пока о чем-то спорят, оно сохраняет тенденцию быть скорее живым. О большинстве фильмов, которые входят здесь в программу фестиваля, спорить невозможно, они однозначно и безусловно плохи, а русская литература хороша».

Но и финская литература, как отметил писатель, оказала на него сильное влияние. В первую очередь, книга Туве Янссон «Муми-тролль и комета», которую он прочёл первой, в возрасте четырёх лет, «…эта книга меня сформировала, в ней предсказана вся наша жизнь».

Отвечая на вопрос о своём «ближнем круге», Дмитрий Быков сообщил, что у него много «великих замечательных друзей»: почти полный состав как анимационного, так и игрового жюри кинофестиваля «…и, конечно, Шахназаров, с которым мы на всё смотрим по-разному, но это не мешает нам одинаково ко всему относиться. Смотрим по-разному, а относимся одинаково».

Это парадоксальное, на первый взгляд, утверждение хорошо иллюстрирует его оценка фильма «Анна Каренина», показанного на фестивале: «Фильм Шахназарова прекрасен, очень талантлив, но категорически со мной несовместим».

«Конечно, не Багров, а Бодров является героем нашего времени…»

Я тоже задала Дмитрию Львовичу вопрос, который беспокоил редакцию с момента получения пресс-релиза фестиваля, в котором говорилось, что символом нынешнего «Окна в Европу» стал образ Сергея Бодрова. Причем пояснение было таково: «Данила Багров, (герой фильмов Балабанова «Брат-1» и «Брат-2») сыгранный Сергеем Бодровым, стал ярким и бесспорным героем своего странного и противоречивого времени». А Сергей Бодров «воплотил героя, олицетворяющего время». Коротко говоря, вопрос заключался в том, согласен ли Дмитрий Быков с тем, что Данила Багров – «герой нашего времени».

«Я согласен в одном: конечно, не Багров, а Бодров является героем нашего времени. Человек, который защитил диссертацию по итальянскому возрождению, и при этом так убедителен, «.. в чем сила, брат?...» Это человек, из которого каждый берет то, что ему близко. Для кого-то он - утонченный интеллектуал, для кого-то - артист, для кого-то - благотворительный ведущий программы «Взгляд»… Это последняя попытка быть универсальным, недаром его последний фильм назывался «Связной», он такой связной между всеми нами. Но сегодня эта связь, к сожалению, разорвана, универсальных героев у нас больше не будет… У кого-то это будет Моторолла, у кого-то - герой «Аритмии» - врач, работающий в невыносимых условиях, у кого-то -солдат, у кого-то - интеллектуал. Нам надо наконец избавиться от химеры единого национального героя. Надо признать, что у нас не один народ, а их несколько. И надо учиться не уничтожать соседа, а с ним сосуществовать».

Кроме того, Дмитрий Быков прочитал стихи, в которых отозвался на данные соцопроса, показавшего, что лидером симпатий россиян стал Иосиф Сталин, а второе и третье места разделили Александр Пушкин и Владимир Путин. А завершил выступление стихотворением «О том, как тщетно всякое слово и всякое колдовство», которое прочитал по просьбе из зала.

Аудиозапись выступления размещена на сайте писателя ru-bykov.livejournal.com, а также в группе «Выборгских ведомостей» ВКонтакте.

Печатный номер: №31 от 11.08.2017
0

Комментарии

LENT, 27.04.2019 в 07:28:12
"Если бы меня хотели отравить, то дело довели бы до конца". Дмитрий Быков о причинах своей госпитализации.

16 апреля 2019 года Дмитрий Быков был экстренно госпитализирован в одну из больниц Уфы. После консультации с участием внештатных врачей Минздрава было принято решение о транспортировке Быкова в Москву. Сейчас он находится в московский НИИ им. Бурденко.

«Я точно совершенно знаю, что причина моего отравления, а это было отравление, она не установлена. Мне мой врач, реаниматор, который мною занимался, сразу сказал: „Мы можем поставить вас на ноги, но причину пока найти не можем, это более долгое дело“», — сказал Быков в эфире "Эха Москвы" в передаче «Один», записанной им в больнице.

Он подчеркнул, что вопреки комментариям «хорошо осведомленных людей», и диабета у него нет, и гипертонии нет. «И, кроме того, не было у меня никаких ни алкогольных, ни наркотических излишеств, которые стали подозревать сразу наиболее простые сердца», — добавил Быков.
0
LENT, 27.04.2019 в 07:29:04
У нас уже есть три "не доведенных до конца" отравления - Быков, Верзилов, Кара-Мурза (дважды). Плюс еще похожий инцидент с Политковской тоже в аэропорту ...
0
Vlad3112, 02.05.2019 в 13:27:34
Что же вы не попросили Светоча подробней рассказать о русской идее,развернуто ,так сказать. Вот А.Куприков заметил :Очередной "любитель Родины" некто типа писатель Быков, только придя в сознание после то ли инсульта, то ли инфаркта, так сказать не просравшись от медпрепаратов принялся за любимое занятие, блевать и плевать на страну.

Вот пишет, между прочим про нас с вами :

"Сегодняшние времена еще войдут в пословицу как пример подлости и постыдного идиотизма. И мы это еще увидим, клянусь вам. Так случится при жизни моего поколения. Торжество сегодняшних ценностей, то есть русской идеи, заключающейся в умении только угрожать и давить... Вся ничтожность, вся идейная нищета так называемой русской идеи, вся компилятивность ее источников, преимущественно иностранных, давно раскрыты Ключевским, Яновым, да и множеством других публицистов, и всем очевидно, что эта идея проходит сегодня свой последний круг, позорясь и компрометируясь окончательно... Это большинство сейчас настолько оболванено, грубо, нагло, оно так распоясалось и так презирает все остальное человечество, что находиться рядом с ним, в его рядах – позорно и зловонно... Гипноз страшного слова «родина» пора бы уже, кажется, развеять. Человек не выбирает место рождения и ничем не отвечает за него".

Вот не хотел ничего писать, когда эту свинью разразил удар, думал, не по-христиански как-то, человек в коме, грех ерничать и намекать что бесы заждались. А оно вон как вышло, даже бесы побрезговали.(с) И что ,не нашлось уважающего себя человека который плюнул в морду г-ну Зильбертруду?
0
LENT, 04.05.2019 в 22:38:46
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 02.05.2019 13:27:34
Ну и "эксперта" же Вы нашли - А.Куприкова. Думаю, что многие почитывали его "Потрепанный журнальчик", да бросили почитывать.

"Мне вот, к примеру, много чего не нравится в жизни нашей и отечестве любимом, но сцуко, ещё больше мне не нравятся те, кому не нравится то же что и мне. Бывает изобличишь какую сволочь или мерзавца, а то и безобразие какое и скотство, заклеймишь его падлу, распнешь, препарируешь как следует, сидишь наслаждаешься над расчлененкой, а тут раз, набегают сочувствующие и давай его пинать и издеваться, поддакивать, глумиться, одобрительно улюлюкая и повизгивая от куража.
И такая обида в душе закипает, такое негодование начинает вулканизировать, что накрываешь останки тряпочкой и давай на набежавших орать, мол, не сметь, неправильно это, не по-людски, что же это вы, ироды, творите такое, как вам не совестно то ?! "

Что касается Быкова и его слов, то я с ним соглашусь. Глупо строить из себя белых и пушистых, коли сидим по горло в навозе. Раньше было неприятно, когда страну критиковали уехавшие соотечественники или иностранцы. Неприятно было. Типа - !не ваше дело". А сейчас ситуация скатилась до такого днища, что пусть критикует, пишет, снимает, говорит кто угодно, лишь бы началось очищение от этой грязи. Поэтому Быков прав на 100%.
0
Vlad3112, 05.05.2019 в 10:05:41
Ответ на комментарий пользователя LENT от 04.05.2019 22:38:46
То что Быков пседволиберальный мудак носящий фамилию матери было известно и до Куприкова.Цитата приведена потому что без мата.Остальные жестче. А может вы согласитесь с мнением Быкова о генерале Власове, которое этот г-н высказал после перепоя?Такие же уроды пытались повесить памятную доску Маннергейму. С каких пор это существо стало считать что познало что то про русских. И еще.Он-не Быков,он Зильбертруд.Как вы думаете,почему он носит фамилиЕ маман?
0
LENT, 05.05.2019 в 20:50:19
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 05.05.2019 10:05:41
Меня не интересует и не смущает чья-то фамилия. Также как и национальность., ибо "нет плохих национальностей, а есть плохие люди" ©
Насколько я понимаю, Вы ... как бы помягче выразиться .. Вы - за русских и только за них? Все остальные - фи?
Ну, я так не считаю. Любой здравомыслящий ( в прямом смысле этого слова - ЗДРАВО МЫСЛЯЩИЙ) видит и понимает, что не все гладко в нашем "королевстве". "Королевстве кривых зеркал".
Пока все хорошо - люди разных национальностей живут рядом без особых проблем. Как только начинаются проблемы в стране - русские начинают искать виноватых. Виноватых среди "пришлых", среди других наций. Ну, еще Украина виновата ...
0
Vlad3112, 08.05.2019 в 14:38:21
Ответ на комментарий пользователя LENT от 05.05.2019 20:50:19
Обращаю внимание что я не упоминал национальности.Был задан вполне конкретный вопрос почему человек так относится к фамилии отца,в чем причина этого.Почему вы переходите на обсуждение национальности Быкова?И уже развили идею противопоставления русских остальным.Нельзя же настолько́ думать штампами
0
LENT, 10.05.2019 в 21:35:54
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 08.05.2019 14:38:21
Никаких штампов. Фамилию матери любой человек может взять по совершенно разным личным, семейным причинам. Я знаю людей, которые после серьезного разрыва с отцом меняли свою фамилию на фамилию деда. И что? Это личное дело каждого. Да и женщины не всегда берут фамилию мужа, особенно в последние годы. Чтобы не менять документы (паспорт, права, диплом, ...)
0
Vlad3112, 11.05.2019 в 18:24:54
Ответ на комментарий пользователя LENT от 10.05.2019 21:35:54
Это не значит что подобное явление нормально.Скорее,наоборот.Как и многие появившиеся в последнее время.Это все окна.Овертона которые.Сегодня вы фамилию мужа не взяли,а завтра ,глядишь,две бабы вместе живут и поют слезные песенки про обжимания в такси.Надо внимательнее относиться к людям посягающим на нормальности.Быков-один из них.
0
LENT, 12.05.2019 в 20:48:16
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 11.05.2019 18:24:54
У Вас странное понимание "нормальности".
0
LENT, 12.05.2019 в 20:49:09
Где заканчивается «нормальность»?

Интервью с психиатром Адамом Вихняком (Adam Wichniak), заместителем руководителя Третьей психиатрической клиники Института психиатрии и неврологии в Варшаве.

— Мы в целом нормальны или нет?

— Не мне это оценивать. Я бы сказал, что у большинства людей есть какие-то особенности поведения, эмоций, восприятия, которые отклоняются от нормы.

— Бывают ли сверхнормальные люди?

— Я бы таких опасался. Если кто-то считает, что он сверхнормальный, один этот факт уже вызывает опасения. Люди, придерживающиеся такой точки зрения, обычно отказывают в нормальности окружающим.

https://inosmi.ru/science/20160214/235395899.html
0
Vlad3112, 13.05.2019 в 21:50:18
Вы -очень забавный и показательный пример того как можно читать текст и увидеть только то что хочется видеть.Это тоже как то называется у них,у специалистов.Вообще ,выдергиванием цитат из текста очень увлекаются адепты разных сект.Потому что при взгляде на полную картину выяснится что дела не такие радужные как вы себе представили. Современные психиатры ,например американской ассоциации психиатров по своей сути напоминают древних жрецов ,которые направляли эту самую нормальность в нужное русло.Плюс интересы фармакологических кампаний .Тоже они.Все это очень подвижная субстанция имеющая свойство изменяться и подстраиваться под нужды общества.Когда то они так же оправдывали принесение в жертву младенцев перед статуей идола.Европейская школа психиатрии добавила свой вклад в эту самую нормальность .Как то директор института психиатрии в Германии внес закон о предотвращении рождения детей с генетическими отклонениями.Он же потом очень нормально отправлял в концлагеря людей с душевными отклонениями.Но вам,судя по текстам которые вы пишите мне кажется ,будет ближе совсем еще недавний пример с карательной психиатрией в Союзе.О чем сейчас многие вспоминают с сожалением.Пару выводов все же из этого следует.Все эти ребята всегда обслуживали тех кто их ужинал.Это скользкое,неприятное утверждение пытался завуалированно сообщить процитированный вами доктор.И второе,главное. .В своих представлениях normalis status следует опираться на более уважаемые источники,проверенные веками.Ваши смешные попытки притянуть в наш разговор упоминание сверхнормальности весьма смешные ,у нас похоже с вами разные источники этой нормы.Человеческие представления слишком изменчивы.И всегда найдутся люди которые смогут обосновать норму .Если здесь воспользоваться математическим приемом,то при сокращении прочих равных множителей разных культур выяснится что все сводится к религиозным определениям нормальности.И вот здесь на месте либерального общества просто дыра .Дыра заполненная мусором из голов Быковых разных мастей
0
LENT, 15.05.2019 в 06:34:37
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 13.05.2019 21:50:18
Ну, это Ваша точка зрения, Ваше мнение. С которым я согласиться не могу. Не убедили. Это мое право.
Если же временно забыть про мнения различных экспертов, психиатров, известных и не очень, а просто оглянуться вокруг на свое окружение, на своих друзей, родственников, близких людей, то в силу своего жизненного опыта складывается свое личное определенное мнение по этому вопросу. Притягивать сюда религиозное определение нормальности вообще достаточно глупо, ибо для атеистов, людей неверящих в существование чего-то, это абсолютно не аргумент. Тем более в светском государстве.
0
LENT, 15.05.2019 в 06:38:28
Кстати, к вопросу о религиозном определении нормальности. То, что сейчас творится в Екатеринбурге с попыткой снести сквер в центре города и построить очередную, многочисленную церковь, никак нельзя назвать "нормальностью". "Нормальность" , поддерживаемая полицаями и бойцами клуба единоборств. Нормальная такая "нормальность".
https://www.youtube.com/watch?v=V60PpspBTP4&feature=youtu.be
1
Vlad3112, 15.05.2019 в 22:11:03
Ответ на комментарий пользователя LENT от 15.05.2019 06:34:37
Убеждать вас я и не собирался.Если игнорируете факты ,конечно,это ваше дело. Но вы -такой же продукт христианской эпохи как и большинство .Вопрос не в том верите вы или нет.Жить вам приходится по тем заветам которые принесли человечеству более 2000 лет назад.Так вот ,глупость это не замечать в своих суждениях что человечество из полуживотных превратилось в тех кто хотя бы может слушать и иногда слышать.. Рабство узаконенное как норма,или веселые традиции жертовоприношений Карфагена при осаде неприятеля,Культ Ваала ,тоже очень забавное развлечение.это у вас ,человека нынешней эпохи возможно зашевелятся волосы .А тогда -принимали бы участие.И вы ,будучи воспитанным в то время,считали бы нормальным эти мерзости..Не замечать этой дистанции вот это и есть настоящая глупость.А не ваше эфимерное верю-не верю
0
Vlad3112, 15.05.2019 в 23:42:34
Ответ на комментарий пользователя LENT от 15.05.2019 06:38:28
Ну а скажите,как местной братве теперь отмаливать грехи? А по сути ..Ваш вопрос очень напомнил анекдот:- И шо вы все с ума посходили со своим Карузо?! Слышал я вашего Карузо - картавит, шепелявит...
- Вы были на концерте???
- Нет, мне Рабинович по телефону напел. (c) Строят не церковь а храм.Церковь Христа построена им Самим.И ее земными способами разрушить не получится.А чтобы знать первоначальный замысел нормальности следует изучать первоисточник а не людские страсти
0
LENT, 16.05.2019 в 21:52:46
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 15.05.2019 22:11:03
Во-первых, я - не продукт.
Во-вторых, я - не продукт некой "христианской эпохи" по Вашему определению.
И большинство - не продукты :=))
Себя лично Вы можете относить к любой группе, категории, .. Хоть грибом с шляпкой себя считайте - мне, и не только мне, безразлично. Лишь бы Вы "варились" в своем "грибном бульоне" и не трогали окружающих.
Никаких "заветов, принесенных человечеству 2000 лет назад" , я не знаю. Есть постепенное развитие общества. Есть диалектика. Есть общечеловеческие законы. И не более того. И это 21 век. И это нормально.
0
LENT, 16.05.2019 в 21:54:57
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 15.05.2019 23:42:34
Анекдот не в тему. Церковь - она и есть церковь.
И вообще: РФ - светское государство. Читайте не "закон божий", а Конституцию.
0
Vlad3112, 17.05.2019 в 07:46:16
Ответ на комментарий пользователя LENT от 16.05.2019 21:52:46
Просто вы очень ..специфический продут не знающий истории и не умеющий сопоставлять факты.Не стоит ограничивать свой опыт только своими наблюдениями.Принято учиться на ошибках других.Но забавно когда индивидуум не знающий элементарных вещей дает советы общечеловеческого масштаба.
0
Vlad3112, 17.05.2019 в 08:48:34
Ответ на комментарий пользователя LENT от 16.05.2019 21:54:57
Да-да.Я понял.Аллегория это не ваш конек.
0
LENT, 17.05.2019 в 09:48:47
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 17.05.2019 07:46:16
"Принято учиться на ошибках других.Но забавно когда индивидуум не знающий элементарных вещей дает советы общечеловеческого масштаба."
Надеюсь, что это Вы о себе любимом?
0
LENT, 17.05.2019 в 09:50:28
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 17.05.2019 08:48:34
Давайте без аллегорий, аналогий, намеков, эзопова языка. Будьте проще.
0
Vlad3112, 17.05.2019 в 12:09:46
Ответ на комментарий пользователя LENT от 17.05.2019 09:50:28
Если следовать вашей логике то ваш идеал животные,видимо.Отсутствие всего перечисленного очень сказывается ,делает их жизнь простой и необремененной лишними мыслями которые к тому же еще надо думать..Выбор ваш ,конечно.
0
LENT, 18.05.2019 в 08:04:39
Ответ на комментарий пользователя Vlad3112 от 17.05.2019 12:09:46
Странный вывод насчет животных. Вы простое усложняете, а сложное считаете простым. Как-то так.

Вернемся к началу комментов: я к Быкову и его творчеству отношусь хорошо. И не только я, судя по количеству людей, приходящих на встречи с ним. Простите за откровенность и переход на личности, но много ли людей готово общаться с Вами, виртуально или реально?
0
Vlad3112, 18.05.2019 в 23:45:10
Не вернемся .Только вперед.
0

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Последние комментарии

Вот это классная клиника, знаю за нее много всего хорошего, у них там буквально все направления есть...

Ну это не проблема, если нужен хороший врач проктолог https://www.gmshospital.ru/specialists/colopro...

Хирурги молодцы конечно. А я вот лечусь в клинике хирургии GMS Hospital, у них там тоже отменные вра...

Постановление №3718 от 19.09.2019 - по району, а распоряжение №727 от 19.09.2019 - по городу. К 19 ...

Мне тоже нужно пройти обследование в хорошей клинике, посоветуйте куда нужно обращаться, чтоб попаст...