+7 (904) 60-46-0-13
Написать нам
 

МЕДСПАС на страже жизней региона

Журналисты «ВВ» побывали на базе Национальной службы санитарной авиации.

В последние два года мы часто слышим об участии вертолётов Helidrive в ликвидации последствий ДТП и воздушной перевозке тяжёлых пациентов в клиники Петербурга и Ленобласти. Только за 2018-й год вертолётами МЕДСПАСа, воздушной скорой медицинской помощью, в больницы из Выборгского района были доставлены более десяти пациентов, в их числе - несколько маленьких детей.

Последний вызов в Выборг был 23 марта – помощь потребовалась 33-летнему пациенту с геморрагическим инсультом. Мужчину срочно доставили вертолетом в Ленинградскую областную клиническую больницу.

21 марта воздушная бригада вылетала в посёлок Первомайское Выборгского района к мужчине 39 лет, который находился в тяжелейшем состоянии: пациент получил серьезные увечья – у него диагностировали открытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга средней степени, закрытый перелом верхней и нижней челюстей со смещением. Пострадавшего срочно доставили и госпитализировали в Александровскую больницу.

18 марта, в день выборов, вертолет Национальной службы санавиации дважды вылетал в Выборг: помощь потребовалась двум малышкам. Сначала срочно госпитализировали девочку с менингококковой инфекцией. Девятимесячная пациентка была доставлена в Детскую областную клиническую больницу. Позже туда же санитарным вертолетом была госпитализирована ещё одна выборжанка 1 года 8 месяцев в крайне тяжёлом состоянии. Девочка впала в кому (неясной этиологии), была подключена к системе искусственной вентиляции легких, ей оказывалась инотропная поддержка.

Как всё начиналось…

Созданный в 2013 году на базе вертолетного центра Helidrive МЕДСПАС сегодня единственный в России осуществляет функции воздушной скорой медицинской помощи в формате частно-государственного партнерства. Компания обеспечивает квалифицированную аэромобильную помощь пострадавшим в ДТП в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, проводит вертолетную транспортировку пациентов из районных больниц Ленинградской области в рамках Федеральной программы оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

- Раньше на месте нынешней базы Медспаса - недалеко от станции метро «Проспект Ветеранов» и аэропорта Пулково - существовал вертолётный центр, который выполнял полёты в интересах частных лиц, осуществлял «покатушки» и так далее. В 2013 году заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева пригласила нас в Москву и обратилась с просьбой подключиться к реализации проекта по восстановлению санитарной авиации на территории России. Мы обсудили проект и приняли решение, что будем в нём участвовать. Государство предложило нам участвовать в процессе без финансовой поддержки, административная поддержка была на уровне консультаций, - рассказывает руководитель национальной службы Санитарной авиации Дмитрий Козырев.

Возвращаясь к истории советской санитарной авиации, хочется отметить, что функционировавшая в СССР служба полностью разрушена в 90-е годы – к этому времени всё, что нарабатывалось с 30-х годов, перестало существовать. Возрождать систему в прежнем виде, при наличии новых возможностей, было бы не правильным, ведь раньше всё сводилось к перевозкам врачей к пациентам и перевозкам пациентов в медучреждения: никакой речи о бригадах врачей, об оснащении воздушных судов специализированным высокотехнологичным оборудованием не шло. Новая структура должна была идти в ногу со временем.

- Сегодня это не просто перевозка пострадавших, пациентов или доставка врачей, а санитарная эвакуация, которая подразумевает применение медицинского оборудования, определённые нормы при выполнении перелётов, обязательное наличие врача скорой помощи или врача реаниматолога-анестезиолога и в паре с ним фельдшера или медсестру-анестезиста на борту. Эти бригады по своей сути являются реанимационными, они располагают необходимым оборудованием. В данный момент оснащение вертолётов соответствует оснащению реанимобиля класса С, то есть это полноценная бригада в воздухе. Безусловно, высокотехнологичная реанимация всё же подразумевает стационар, тем не менее, всё, что мы сегодня способны делать на борту, может гарантированно сохранить жизнь пациента, - разъясняет Дмитрий Козырев. - Для этого у нас задействована медицинская организация, которая имеет лицензию по скорой специализированной медицинской помощи и авиакомпания, которая выполняет полёты на санитарных воздушных судах. На момент, когда мы начали работать, не было лёгких российских вертолётов, поэтому мы купили два американских воздушных судна: лёгкий двухдвигательный вертолёт Bell 429, а также однодвигательный Bell 407. Несмотря на то, что первый дороже, и был спроектирован в первую очередь для предоставления экстренной медицинской помощи за пределами больницы, практика показала, что Bell 407 является оптимальным для выполнения наших задач по соотношению цена-качество.

Первый вылет вновь созданной воздушной бригады состоялся 18 апреля 2014 года – пациента из Луги транспортировали в сосудистый центр Гатчины. Сегодня для выполнения задач по оказанию помощи в Петербурге и Ленобласти у МЕДСПАСА имеется три воздушных судна, ещё два - для работы в Московской области.

С Санкт-Петербургом и Ленобластью компания работает по государственным контрактам, также имеет разовые контракты с другими субъектами федерации – это может быть Карелия, Новгородская, Вологодская, Псковская, Мурманская области или Калининград.

Зона ответственности в контракте с Петербургом - кольцевая автодорога и 30 км прилегающих к ней трасс: бригада вылетает на любые ДТП, оказывает помощь на месте и, если есть показания к эвакуации, мы доставляем пациента в стационар, если нет – передаём прибывшим врачам.

Контракт с Ленобластью как с субъектом федерации предусматривает эвакуацию при ДТП, однако основная масса вылетов - это всё же перегоспитализация с мест в высокотехнологичные клиники Петербурга и Ленобласти.

- Диагнозы, как правило - сосудистые патологии, предшествующие инфаркту и инсульту, ожоги высокой степени поражения – от 30% и выше, тяжёлые сочетанные травмы, когда требуется оказание медицинской помощи в травмацентрах 1 уровня – в них врачи способны сделать всё возможное, чтобы в дальнейшем максимально сократить время реабилитации пациента, а также все жизненноугрожающие случаи с детьми. Для этого у нас созданы педиатрические и неонатальные бригады, было закуплено специальное оборудование, - рассказывают врачи.

Первая тяжелейшая задача встала перед воздушными бригадами в 2016 году, когда случилось страшное ДТП в Пикалёво, и МЕДСПАСу нужно было срочно доставлять много пострадавших в клинику. Задача осложнялась тем, что в ДТП пострадали дети, а всё, что связано с детьми - на порядок сложнее, так как детский организм может внезапно дать сбой, который даже невозможно предсказать. В результате 12 человек были доставлены в стационар, почти все они были эвакуированы с применением санавиации – специалисты со своими задачами справились.

Ещё одна большая авария, в ликвидации последствий которой участвовали бригады МЕДСПАСа, случилась 18 марта 2017 года в Выборгском районе. Когда на Скандинавии, по дороге в Лаппеенранту, перевернулся автобус, везущий туристов из Санкт-Петербурга, погибли три человека, 20-ти требовалась госпитализация. При этом санитарная авиация выполняла сразу несколько функций: доставляла консультативные бригады врачей к месту происшествия, нейрохирурги и хирурги из Ленинградской областной больницы занимались осмотром пострадавших и медицинской сортировкой на месте аварии, а позже -помогали в операционных; эвакуировали пострадавших в больницу Выборга и в клинику Джанелидзе, а кроме того, доставляли пострадавших в клиники Петербурга после операций в выборгской больнице. Три экипажа работали в челночном режиме два дня. Всего было эвакуировано 20 пациентов.

- Необходимым условием медицинской эвакуации любого пациента является контроль за жизненными параметрами. У нас есть уникальный модульный аппарат, состоящий из трёх частей: модуля дефибриллятора, модуля мониторинга жизненных функций с отстёгивающимся монитором. Все модули работают по беспроводному протоколу. Мониторинг позволяет определить насыщение крови кислородом, пульс, давление, ЭКГ-данные – рассказывает врач анестезиолог-реаниматолог Игорь Шарыпин.

- Все вылеты осуществляются в соответствии с авиационными правилами, но при поступлении экстренной заявки возможен вылет без согласования, например, для оказания медицинской помощи при ДТП на кольцевой автодороге. В такой ситуации наше воздушное судно имеет приоритет относительно любого другого воздушного транспорта и гражданских рейсов, которые осуществляются в зоне аэропорта Пулково, - рассказывает диспетчер Медспаса Екатерина Лосева.

Взгляд в будущее

Несмотря на то, что сегодня Медспас постоянно работает только на территории Петербурга, Ленинградской и Московской областей, национальная служба санитарной авиации вскоре может стать всероссийской. Запустить работу «Национальной службы санитарной авиации» госкорпорация «Ростех» готова уже во втором квартале 2018 года, но принимать решение о сроках будет правительство РФ.

Президент РФ Владимир Путин идею поддержал. Соответствующая резолюция была поставлена на письмо главы «Ростеха» Сергея Чемезова. В рамках реализации проекта планируется создать необходимую инфраструктуру: места базирования санитарных вертолетов, сеть мобильных топливно-заправочных комплексов и вертолетные площадки в более чем 1,5 тыс. медучреждений. Такие планы стоят перед национальной службой до 2035 года.

Печатный номер: №11 от 30.03.2018
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Ваше мнение

А вы пытались стать видеоблогеом?

Опрос завершён
Все опросы