+7 (904) 60-46-0-13
Написать нам
 

Смешные и нелепые чеховские персонажи…

29 апреля в Выборге состоялась премьера спектакля «Вишневый сад» театра «Комедианты».

Как только не издеваются над классикой театральные режиссеры, подминая великих «под себя». Вроде как имеют право: такое видение. Наплевать, что от классика там не остается ничего, режиссер поставил свой угол зрения. Бывают, конечно, и интересные, оправданно модернизированные спектакли, но таких удач, как и режиссеров, способных «поднять» Шекспира или Чехова до современного зрителя, немного.

А вот выборгской публике, смотревшей постановку «Вишневого сада» 29 марта в исполнении актеров петербургского театра « Комедианты», очень повезло: Чехов как Чехов, причем персонажи абсолютно живые, не застывшие в хрестоматийном образе. И никаких голых задниц. Поясню: один мой итальянский знакомый после просмотра очередного изуродованного Шекспира воскликнул: «Ну почему, если Чехов или Шекспир, обязательно - голые задницы?».

Видимо, без этого, считают режиссеры, публика на спектакль не пойдет.

В Выборге зал был полон. Спектакль на афише отмечен как комедия, в соответствии с трактовкой автора пьесы… Но, правда, и здесь комедии как таковой нет. Скорее, традиционно,- трагикомедия. Помните, как в школе нам внушали, что дворяне в «Вишневом саде» - прекраснодушные, но неспособные на решительные поступки люди?

В постановке Игоря Лоховинина они даже не выглядят прекраснодушными. Комедийность спектакля именно в том, что на сцене – нелепые, раздражающе бестолковые люди. Лопахин в блестящем исполнении Андрея Горбачева восклицает: «Каждый день я говорю все одно и то же… Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.» А что объясняет- то? Да вполне разумные вещи: сад надо продать. Да, не хочется дробить его на участки… Но, ведь в любом случае продадут, только уже за долги, и хозяева не получат ничего, и сад не спасут… Что же они ничего не предпринимают? Только говорят, говорят…по преимуществу,- глупости… У хозяев поместья какой-то паралич воли, и очевидна их полная неприспособленность к жизни. С точки зрения современного человека,- явная глупость.

А Лопахин – хорош! Прям герой нашего времени. Деятельный, неглупый, если бы не его необъяснимая жестокость по отношению к Варе – был бы тот самый положительный герой.

Прекраснодушна ли Раневская (Татьяна Кузнецова)? Она милая, ее любят, об этом твердят все вокруг. Но раздражает ее привычка мусорить деньгами. В буквальном смысле: не только заказывает самое дорогое покушать, но и роняет монеты постоянно. Верный Яша подбирает…задумчиво. И это в то время, когда Варя (Анна Мещерякова) кормит из экономии всю прислугу горохом. Прекраснодушие ли это? Хозяйка поместья просто никогда деньги не зарабатывала, и не знает им цены. Она не прекраснодушна, она, в сущности, равнодушна к окружающим: постоянно толкает Варю в объятия к Лопахину из желания ее пристроить, так что это уже выглядит просто неприлично. И, в конце концов, всех бросает: дочерей на волю судьбы, так как денег им не оставляет, а сама уезжает проматывать присланные бабушкой деньги, в Париж, к недостойному человеку, что и сама понимает. Про Фирса просто забыла.

Это прекраснодушие, тонкость души, скорее, пародийного характера: вроде речи Леонида Гаева (Василий Соловьев) к шкафу. Зеркальное отражение «тонкости» хозяев - горничная Дуняша (Наталья Варфоломеева): «Ах, я сейчас в обморок упаду, я такая чувствительная». Это, собственно, королевский двор, с его шутовским окружением: Яша (Петр Ерышев), Шарлотта Ивановна (Лариса Климова).

И есть совершенно гениальные трагические сцены: Лопахин, рыдающий у юбки Раневской. Он и счастлив, что купил этот сад, который для него символ свершения замыслов: добился, осуществил мечту, и понимает свою вину тоже. Не бывать здесь уже той, прекрасной жизни…

И вторая сцена, с Лопахиным же связанная: Варя, жестоко им униженная, прощающаяся с надеждами, когда счастье казалось так близко… Отчаянно, безнадежно, в крик, плачет. Все, ничего не будет. И она пойдет в услужение…

Трогательно прощание Пети и Лопахина. Они иронизируют друг над другом, враждуют на словах, а дружат. Прощаются по-человечески. Лопахин искренне хотел помочь, но Петя все же деньги не взял… Нелепый, смешной Петя в исполнении Дмитрия Гульнева, артиста лодейнопольского театра «Апрель», вызывает симпатию. Наивный идеалист говорит иногда очень верные вещи, его жизнь не бессмысленна, он также, как и Лопахин, понимает свое предназначение.

А спектакль все же получился современным без попыток обрядить артистов в одежки нашего времени. Явно звучит тема: человек и его осознание собственного пути. Вполне в чеховской традиции…

Спектакль - совместная работа театра «Комедианты», руководителя и режиссера международного культурного центра г. Антверпен (Бельгия) Игоря Лоховинина и лодейнопольского театра «Апрель». Проект реализован при поддержке Комитета по культуре Ленинградской области в рамках нового областного театрального фестиваля.

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Последние комментарии