+7 (904) 60-46-0-13
Написать нам
 

В Финляндию на электричке. Эксперты просчитывают перспективы ЖДПП «Светогорск»

Власти России и Финляндии сдули пыль с 20-летней идеи электрички между Петербургом и Иматрой. Проект имеет шансы сдвинуться с мёртвой точки после того, как будет готова дорожная карта. Уже звучат смелые предложения о безвизовом режиме для жителей приграничных районов.

О том, что представители пограничных и таможенных органов, Октябрьской железной дороги, Регионального союза Южной Карелии, научные организации России и Финляндии обсудили перспективы развития железнодорожного пункта пропуска Светогорск и возможности открытия пассажирского сообщения Санкт-Петербург — Выборг — Светогорск — Иматра, сообщили в ФГКУ «Росгранстрой». Специалисты осмотрели существующую инфраструктуру ЖДПП «Светогорск» и высказали свои предложения, касающиеся его будущего.

Идея железнодорожного пассажирского сообщения между Петербургом и Иматрой витает в воздухе уже лет 20, но по инициативе финнов делу дан новый толчок. По заказу Регионального союза Южной Карелии готовится исследование для обоснования предпроектных работ по развитию железнодорожного пункта пропуска «Светогорск». Исследование с помощью программы Northern Growth Zone финансирует Региональный союз Южной Карелии (приграничный регион Финляндии), муниципалитет Иматры, Транспортное агентство страны и агентство по развитию муниципалитета Коувола - Kouvola Innovation. В России субподрядчиком финского консорциума, который готовит расчёты, является ГК «Транспортная интеграция».

«Мы планируем, что электричка будет ходить из Петербурга через Выборг в Светогорск, Иматру и Лаппеенранту», – рассказала «Фонтанке» первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова. По её словам, именно до этого приграничного города нужно продлить маршрут, чтобы обеспечить спрос, ведь в Лаппеенранте есть аэропорт, из которого летает лоукостер. В пользу этого конечного пункта говорит и то, что ближайший к Лаппеенранте пункт пропуска «Брусничное» является самым загруженным по пассажиропотоку.

Скоростной поезд «Аллегро» сообщением Петербург — Хельсинки в 2018 году перевёз 482 тыс. человек. Разработчики проекта уверяют, что потенциальный пассажиропоток электрички до Иматры – Лаппеенранты вдвое больше — миллион.

«У нас получились очень оптимистичные прогнозы по пассажиропотоку — 500 тысяч в каждую сторону, — поделилась результатами предварительных расчётов Воронцова. — Самый сложный вопрос сейчас — время досмотра паспортов на границе. Если удастся реализовать современные технологии, чтобы досмотр одного паспорта занимал как можно меньше времени, мы будем в своём проекте предлагать режим МПП (местного пограничного передвижения) для Санкт-Петербурга, Ленобласти и региона Южной Финляндии. Этот режим сейчас есть на границе Псковской области и Латвии, где местные жители без визы могут приезжать на территорию приграничных районов Латвии». По её мнению, если паспортный контроль будет быстрым, то даже автомобилисты, возможно, будут доезжать до Светогорска и пересаживаться на электричку, чтобы не стоять в очереди.

Проверка паспортов непосредственно в поезде организована на «Аллегро» отдельным постановлением правительства. Пограничные службы стран пока не готовы сказать, насколько реально организовать то же самое в электричке.

Другой немаловажный вопрос, который предстоит решить, — подвижной состав, которой мог бы курсировать по обе стороны границы с учётом разного тока в России и Финляндии.

На сегодняшний день ЖДПП «Светогорск» не имеет инфраструктуры для приема пассажиров: отсутствует оборудованный вокзал, система безопасности, контроля, учёта. Сейчас это грузовой двусторонний пункт пропуска, через который из России в Финляндию везут лес, а в Россию идут порожние вагоны.

«Через «Светогорск» проходит до 10 тыс. тонн грузов в сутки, это 4 – 6 пар поездов в день, при максимальной пропускной способности инфраструктуры – 9 пар поездов в сутки. Номенклатура товаров – лес, пиломатериалы, металл, битум», – сообщил «Фонтанке» директор петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Дмитрий Ваньчков.

Для расширения перечня номенклатуры грузов пункту пропуска потребуется статус международного. В этом случае здесь смогут идти транзитные поезда, например, из Китая, поясняет он.

В федеральной целевой программе «Госграница РФ» до 2021 года финансирование реконструкции пункта пропуска в Светогорске не значится. Стороны не исключают, что средства, возможно, придётся привлекать из Евросоюза через программу приграничного сотрудничества.

Руководитель проекта Регионального союза Южной Карелии Стефан Мюнттюнен утверждает, что в расширении поставок из России заинтересованы крупные финские предприятия.

«Развитие железнодорожного сообщения будет способствовать повышению конкурентоспособности как Юго-Восточной Финляндии, так и Северо-Запада России, а также развитию туризма между нашими странами. Мы хотим, чтобы логистические связи между Россией и Финляндией были рабочие и надёжные. Хочется, чтобы и пассажирское сообщение было целесообразным, но основная наша мотивация лежит в промышленной сфере», – говорит Мюнттюнен.

Предполагается, что в будущем можно будет перенаправить поток грузовых поездов — в основном медленных товарных — со станции Бусловская в Светогорск, оставив на Бусловской лишь пассажирские поезда «Аллегро» и «Лев Толстой» и контейнерные перевозки, отмечает Воронцова. «В Ленобласти сейчас также стараются разделить потоки, перебросив грузовое движение на приозерскую ветку, а на выборгском направлении оставить пассажирские поезда, – отмечает она, добавляя: – Разумно очень».

Сейчас ведётся расчёт перспективных пассажиро- и грузопотоков, финская сторона опрашивает финские предприятия, экспортирующие сырьё из России, после этого технологические возможности будут обсуждаться с РЖД. Специалисты подсчитают объём капиталовложений на электрификацию подхода к Светогорску длиной в 25 км. По словам Воронцовой, РЖД проявляет интерес к проекту. О намерении пустить некий «пробный туристический поезд» между Выборгом и Иматрой представители перевозчика заявляли ещё в 2012-м.

Дорожную карту проекта развития ЖДПП «Светогорск» представят в конце апреля. Если исследование докажет перспективность проекта, под руководством министерств транспорта России и Финляндии будет сформирована двусторонняя рабочая группа для реализации дорожной карты и последующих шагов для проведения реконструкции.

«Если все стороны примут принципиальное решение о развитии пассажирского и грузового направления и найдут финансирование, при самом благоприятном развитии событий реализация проекта займёт не меньше трёх лет, – говорит представитель «Росгранстроя» Дмитрий Ваньчков. – По примерным оценкам, год уйдёт на проектирование, в результате которого появится стоимость реконструкции. Если не нужно будет расширять пункт пропуска и менять статус близлежащих участков. Порядка двух лет уйдёт на строительство». Опыт подсказывает, что процесс не быстрый: «Аллегро» начал курсировать только через семь лет с момента подписания меморандума о запуске скоростного сообщения между Россией и Финляндией.

Источник: https://www.fontanka.ru/2019/03/15/131/

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи