+7 (904) 60-46-0-13
Написать нам
 

От «Анохина» до «Янтаря»

Выборг: история пассажирских перевозок

В свете последних событий – посещения губернатором Ленобласти Александром Дрозденко Выборгского порта, обнародования планов компании-стивидора ООО «Порт Логистик», связанных с развитием пассажирского направления, – представляется интересным вспомнить историю организации в советском Выборге пассажирских перевозок водным транспортом.

40-е годы: без пароходов не обойтись

Пассажирские перевозки водным путём, учитывая географическое расположение Выборга и населённых пунктов района, порой оставались чуть ли не единственной возможностью для местных жителей добраться до «большой земли», до мест проживания или работы. Уже в июне 1948 года открылось регулярное пассажирское сообщение Выборг-Ленинград. Пароход «Анохин» курсировал от Выборга до города Ленина через день, при этом заходя в Тронгзунд (Высоцк) и Койвисто (Приморск). Теплоход продолжил работу и в 1949 году.

История этого судна по-своему уникальна. Пароход, построенный по заказу России, заложили на верфи С.Мitchell & Co.Newcastle в Англии в 1874 году. В 1889 году он был спущен на воду и получил имя «Царь». 15 лет – немалый срок для строительства, но и «жизнь» у судна была долгая. После аварии на Неве и ремонта пароход стал носить имя «Олонец». В 1910-х годах «Олонец» выкупило Онежское пароходство. В Первую мировую войну судно передали военно-морскому ведомству. В феврале 1918 года «Олонец» национализировали, а в июне 1919 года он сменил имя на «Гагару».

До 1924 года судно находилось в отстое в Петрограде, после чего перешло в ведение Северо-Западного речного пароходства. В 1928 году пароход получил своё последнее имя - «Анохин», в честь видного большевика Петра Анохина, погибшего в 1922 году на Дальнем Востоке. До прибытия в Выборг пароход совершал рейсы на линиях Ленинград – Петрозаводск, Повенец – Ленинград.

Для жителей района водное сообщение являлось настоящим благом, ведь для того, чтобы уехать в Ленинград из Виипури (Выборга), нужно ещё было добраться до райцентра. К тому же переполненный пассажирский поезд (об электричках тогда речи не шло) двигался медленно, по пути меняли паровоз, поездка отнимала едва ли не полсуток.

В 1948 году специально для жителей Тронгзунда вышел на линию свежеотремонтированный пароход «Персей», дважды в сутки ходивший до Выборга и обратно.

Власти не забывали и об отдыхе граждан. А водные прогулки в этом плане – замечательное средство! Потому в 1949 году был восстановлен катер «Молодёжный». Использовать его на пассажирских рейсах не рискнули, но для кратковременных экскурсионных круизов от Выборга до парка Монрепо теплоход вполне годился.

50-е годы: отдых на заливе становится популярен

Развитие водных коммуникаций продолжилось и в следующем десятилетии. 1 августа 1956 года возобновилось движение на морской линии Выборг-Высоцк, на вахту вышел 80-местный теплоход “Новоземелец”. В период 1956-1957 годов он осуществлял от 3 до 5 рейсов в сутки, и это не считая экскурсионных прогулок! Например, в 1958 году «Новоземелец» отправлялся из Выборга в Высоцк в 7.30, 14.30 и 18.30, а обратно – в 8.45, 15.45 и 19.00.

В том же году Выборгский порт получил новый теплоход “М-28(7)” (типа “Москвич”). С 27 июня 1958 года он стал работать на вновь открытой прогулочной линии Выборг-полуостров Лиханиеми (8 рейсов в сутки).

В 1959 году “Москвич” получил название “Чайка”. В период 1959-1960 годов на подмогу «Чайке» прибыл ещё один катер аналогичного класса, получивший не менее поэтичное название «Ласточка». «Чайку» и «Ласточку» и сейчас с ностальгией вспоминают выборжане – рыбаки, грибники, ягодники, просто любители водных прогулок и лесных путешествий на островах.

60-70-е годы: изобилие маршрутов

В 1960-м году благодаря активной эксплуатации двух «птичьих» катеров стала возможна организация кольцевых маршрутов Выборг-полуостров Лиханиеми и Выборг-Высоцк (рейсов было более чем достаточно: от 4 до 8 в сутки). Такая же практика продолжилась и в дальнейшем. В 1961 год разработаны маршруты Выборг-Лиханиеми-Высоцк-Выборг (4-5 рейсов в сутки) и Выборг-Лиханиеми (7-12 рейсов в сутки).

В 1962 году прогулочная линия была расширена за счёт организации маршрута Выборг (посадка производилась в районе Рыночной площади, где до сих пор сохранилась площадка для спуска к воде) - санаторий «Выборг-7»-Сайменский канал, с высадкой на правый берег канала. Совершить вояж можно было от 7 до 9 раз в сутки.

В 1963 году, сев на катер у городского рынка, выборжане и гости города могли добраться до острова Былинный, а после – высадиться на правом берегу Сайменского канала. Время можно было выбрать по вкусу, ведь теплоход курсировал 5 раз в сутки. Не осталось забытым и каменногорское направление. В навигацию 1962 и 1963 годов катер “Красноярец-45” работал на линиях город Каменногорск-посёлок Лесогорский и Каменногорск-гранитный карьер.

Но, конечно, Высоцкая сторона пользовалась большей популярностью, соответственно, постоянно шла работа над созданием новых маршрутов и увеличением интенсивности рейсов. В 1964-1965 годах суда 4 раза в сутки отправлялись из Выборга в Высоцк, а на остров Былинный ходили 6 раз в течение суток. В 1965 году организована линия Выборг-Новинки. Пассажиров высаживали чуть правее полуострова Лиханиеми. Катер уходил утром, днём и вечером, а именно: в 7 утра, в 16 и 20 часов. По воскресеньям специально для любителей раннего подъёма ввели рейс на 5 утра(!).

В 1966 году катер ПС-207 регулярно, 3-4 раза в день, за исключением понедельника, курсировал из Выборга на остров Мялки (Овчинный) с заходом на Лиханиеми. Был разработан маршрут до острова Отдалённый.

В 1967 году с полной нагрузкой работали пассажирские теплоходы на линиях Выборг-Высоцк; Выборг-остров Крепыш; Выборг-Мялки (остров Овчинный). Туристы, да и местные жители, не отказывали себе в удовольствии добраться на прогулочном катере от центра Выборга (городской рынок) до парка Монрепо (тогда – парк культуры и отдыха имени Калинина).

В Финляндию - водой

В августе 1968 года было открыто международное сообщение. На линию Ленинград-Лаппеенранта (с заходом в Выборг) вышел теплоход «Сайма», построенный бакинскими судостроителями, и прошедший пробную эксплуатацию на Каспийском и Чёрном морях. Конечно, почти на сто процентов заполняемость «Сайме» обеспечивали финские туристы.

Через Сады – на Мялки

С 1968 по 1990-й год действовала, пожалуй, самая популярная у жителей Выборга регулярная морская пассажирская линия Выборг-Высоцк с заходом в Сады, на полуостров Лиханиеми и острова Овчинный (Мялки) и Передовик (4-6 рейсов в сутки). Теплоходы отходили из Выборга (с пассажирского причала Выборгского порта) по рабочим дням в 7.00, 10.20, 13.20, 18.00 и 20.50. В выходные и праздники расписание чуть менялось: 6.00, 9.00 (до о-ва Овчинный), 10.30 13.30, 18.00, 21.00.

Летом катера «Чайка» и «Ласточка» заполнялись практически до отказа. На случай непогоды можно было укрыться в пассажирском салоне, при штиле большинство пассажиров располагались на открытой палубе. Помимо регулярных рейсов, выборжане и гости города активно пользовались возможностью совершить водную прогулку по Выборгскому заливу и Сайменскому каналу.

На «Комете» - до Васильевского острова

Как свидетельствуют старожилы Приморска, в 70-х годах прошлого века их город связывал с Ленинградом маршрут, по которому ходил катер «Комета» - судно на подводных крыльях. Теплоход ждал пассажиров у военного причала Приморска. За 2 рубля 43 копейки «Комета» доставляла приморчан до Тучкова моста в городе на Неве. К сожалению, рейсы из-за сильных ветров часто отменяли, а позже и вовсе отменили маршрут.

А вот теплоход «Комарово» класса «озеро-море» регулярно ходил из Приморска на острова Бъёркезундского архипелага. Позже «Комарово» сменил аналогичный катер «Стрельна». Рейсы осуществлялись в 60-80-е годы и были прекращены в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры: штормы сделали своё неблагодарное дело, и причалы пришли в полную негодность.

«Чайку» командировали в Таллин

В 1980 году теплоход «Чайка» выполнял почётную миссию: обслуживал в Таллине участников парусной регаты, входящей в программу Московской летней Олимпиады.

В 1984 году на смену «Чайке» и «Ласточке» в Выборг прибыли 200-местные пассажирские теплоходы “Агат” и “Янтарь”. В 1987 году маршрутная карта пополнилась рейсом Выборг-остров Лавола (садоводство «Большой Лог»). Теплоход отправлялся дважды в сутки, соответственно, в 8 утра и 6 часов вечера. Дачники были очень довольны. В 1991 году «Агат» и «Янтарь» работали совместно с «Ласточкой». Тогда же открыли линию Приморск-остров Берёзовый.

5406
20.03.2019
МИТБ «Варяжская гавань»
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Последние комментарии

"... все решения принимают клерки, не имеющие для того ни полномочий, ни компетенции. ... А мне все...

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков п...

Статья 81  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Ф...

Статья 31  Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собран...

Статья 29  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитац...