+7 (904) 60-46-0-13
Написать нам
 

Валентина Иванова: «Мы – портовики!»

Более ста лет составляет общий стаж работы на Выборгском терминале семьи Ивановых.

Почему-то принято считать, что ветераны условного предприятия, учреждения или организации, трудившиеся на одном месте едва ли не всю жизнь, чуть ли не с детства мечтали именно об этом. Но, как показывает практика, нередко это связано со случайным выбором или просто жизненными обстоятельствами. А, может быть, это сама судьба?

В приёмосдатчики – по рекомендации супруга

Со справедливостью такого вывода склонна согласиться Валентина Иванова, ветеран Выборгского морского порта, проработавшая здесь 40 лет. Валентина Ивановна, скорее, планировала проявить себя в торговой сфере, закончила профильное училище и работала в одном из городских магазинов. В 1956 году вышла замуж за моряка дальнего плавания из Таллинского пароходства Виктора Иванова, который приехал в Выборг в гости к маме, а она как раз была директором магазина, где работала Валентина. Отпуска у моряков длинные, за четыре месяца, что оставался в городе, Виктор, естественно, влюбился в молодую продавщицу.

- Меня, такую красивую, облюбовал, – улыбается Валентина Николаевна. – Сдружились, он сделал мне предложение, уволился из пароходства и вернулся в Выборг, где устроился на работу в порт. Я вышла замуж, родились дети – сын, после – дочка. Из магазина ушла, сидела дома, воспитывала детей. Супруг имел специальность судового механика, но им в порту платили очень мало – 65 рублей, пришлось устроиться личным водителем начальника порта. В 1962 году в порту набирали учеников приёмосдатчиков (тальманов). Муж поговорил с начальником портовского отдела кадров, ведь в группу из 16 человек принимали только по рекомендации. Меня, как понимаете, рекомендовал супруг. Учили нас три месяца, я сдала экзамены в числе лучших, а ещё через три месяца уже получила назначение начальником смены. И пошёл профессиональный рост.

Зам. «начальника цеха»

Что такое смена в порту? Валентина Ивановна и сейчас может разложить деятельность подразделения по полочкам.

- Смену возглавляет диспетчер. У него в подчинении находятся складские работники, железнодорожная группа, крановая и малая механизация. Я работала в складской части, являлась сменным заместителем начальника склада, а он, то есть начальник склада, в порту приравнивался к начальнику цеха на заводе. В моём ведении находились самые ценные грузы. Тогда в порту было семь крытых складов, оставшихся ещё от финнов. Перерабатывали экспорт и импорт. Экспорт перегружали с вагонов на суда, импорт, соответственно, перемещали с судов в склады и вагоны. Здесь я отработала около шести лет, и меня перевели на открытую территорию, как раз пошёл мощный грузопоток немецкого металла для АвтоВаза и трубы большого диаметра для газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. После в порт начали поступать трубы малого диаметра, в частности, для холодильных установок.

До 1968 года, за шесть лет, прошедшие с начала работы в порту, Валентина Ивановна прошла трудовой путь от приёмосдатчика до помощника начальника склада-причала, закончила Ленинградское мореходное училище по специальности «эксплуатация морского транспорта», вступила в КПСС. Последнее условие тогда являлось важнейшим для профессиональной карьеры, а она для Валентины Ивановой складывалась успешно.

Покой только снился

В 60-70-е годы основной позицией в грузовой номенклатуре порта являлся баланс, который перегружали для Италии и Швеции. Трудная работа, во многом ручная, несмотря на имевшиеся технологии. Казалось бы, что такое баланс? Маленькое, калиброванное брёвнышко. Но каждое докеру нужно было подцепить багорком и поместить в специальный мерный станок, который после кран поднимал на судно. Если шёл дождь, баланс намокал, так что за смену руки отваливались.

Возможно, на заводе начальник цеха может позволить себе иногда отдохнуть в тиши кабинета, доверившись заму или мастерам. В порту подобное нереально.

- Процентов 70 рабочего времени я проводила на улице. Необходимо следить, как складируют груз, следить за нормами безопасности, контактировать с железнодорожниками, показать причал команде судна, объяснить задачу крановщикам, - вспоминает Валентина Ивановна.

Порт работал как часы

В 1973 году Валентина Ивановна перешла на руководящую деятельность – стала начальником склада. Но специфика производства, а главное, характер самой Валентины Ивановой не позволял практиковать кабинетный стиль управления. Не менее половины смены по-прежнему приходилось проводить на причалах. Должность была ответственная, хлопотная. Находить общий язык с подчинёнными (52 человека) вновь назначенному начальнику склада помогали её открытость, дружелюбие и неконфликтность, а также смелость в принятии решений и готовность ответить за них. Важно, что работа в порту шла, что называется, по часам: всё досконально продумано и чётко организовано.

- Ежедневно составлялся сменно-суточный план, и проводились диспетчерские совещания. По понедельникам проходило явочное совещание у начальника порта, каждый день в 11.00 собирались на планёрку у начальника грузового района. Мы знали время подхода судов, характеристику грузов, работали в тесном контакте с коммерческим отделом порта. Учитывались нормы выработки бригады, все необходимые нормативы и технологии, график подачи вагонов, - рассказывает Валентина Ивановна.

В ответе за всё и за всех

Рабочий день начальника склада предполагал нахождение в порту с 8 до 17 часов, на самом деле был ненормированным. Сломался кран, срывается норма погрузки, время уходит, порту грозит штраф за простой судна! Приходилось бросать все домашние дела – и в порт, организовывать ремонт, подключать ремонтников, механиков, электриков. И ночью приходилось вставать с постели и пулей мчаться в порт.

- Однажды сошли с рельсов вагоны с удобрениями, 300 тонн груза могли оказаться на земле, намокнуть и стать некондицией. На причал выгружать нельзя, что делать? Звоню начальнику грузовой станции Выборг, прошу порожняк в долг без постановки на учёт, чтобы разгрузить вагоны с грузом. Решили вопрос. Всякое случалось. А вот чего не было в период моей руководящей работы, так это случаев травматизма. С утра собирала бригадиров, своих помощников и инструктировала: главное, чтобы все ушли со смены домой здоровыми. Конечно, большое внимание уделяли предотвращению коммерческого брака, повреждению грузов, борьбе с хищениями, - говорит ветеран порта.

Начальнику склада приходилось заниматься не только производством, но и воспитанием подчинённых. Такие были тогда времена. Например, попался докер в вытрезвитель – с него, как с гуся вода, а зам. начальника складского хозяйства порта Иванову (на эту работу Валентину Ивановну перевели в 1983 году) – на ковёр в партком! Приходилось заступаться за хорошего работника, хоть и выпивоху. А после – проводить с провинившимся воспитательную беседу. Обижались ли подчинённые на руководителя? Тогда - возможно. Зато в канун 2019 года, на новогоднем корпоративе, организованном компанией-стивидором Выборгского порта ООО «Порт Логистик», многие ветераны-портовики, работавшие под руководством Валентины Ивановны, подходили к ней и приветствовали коллегу. «Я была строгая, но справедливая», - объясняет свой принцип управления персоналом Валентина Иванова.

Работали хорошо, отдыхали весело

В 60-е годы, когда Валентина Иванова пришла в порт, через него в год проходило не более 650 000 тонн грузов. А в 80-х годах был установлен рекорд на долгие времена – около 4 миллионов тонн грузоперевалки. Что, точнее, кто стоит за этим грандиозным успехом? «Коллектив, - отвечает Валентина Ивановна. – Наш замечательный коллектив. Докеры, инженерно-технические работники, тальманы, стивидоры, крановщики, механики, водители, руководство… У меня были прекрасные наставники, благодаря которым я и состоялась как специалист. Мы и работали хорошо, и отдыхали вместе. Какие проводили вечера в клубе порта! Отмечали не только календарные праздники, но и, например, закрытие навигации. А демонстрации, поездки в другие города и на концерты, отдых в профилакториях и санаториях, финансируемый профкомом порта! Даже к общественным нагрузкам, скажем, к работе в санитарной дружине, относились серьёзно».

Эксперимент получился удачным

Эти качества, плюс трудолюбие, коммуникабельность были учтены руководством порта, когда Валентину Ивановну в феврале 1984 года назначили начальником погрузочно-перегрузочного комплекса (ППК). И, конечно, огромный профессиональный опыт, ведь к тому времени Валентина Иванова уже поработала тальманом, сменным заместителем, начальником склада-причала, стивидором, закончила мореходку, неоднократно училась на курсах повышения квалификации. Нашей героине до того предлагали возглавить Высоцкий грузовой район, что было и престижно, и материально интереснее, но, взвесив все обстоятельства, Валентина Ивановна отказалась.

Погрузочно-перегрузочный комплекс считался своего рода ноу-хау Балтийского морского пароходства, условно говоря, мини-порт в большом порту. Прежде на терминале был один грузовой район, перерабатывавший все виды грузов. В БМП решили, что сыпучие грузы есть смысл переваливать в отдельном грузовом районе. «У меня, как у начальника, в сравнении с прежней должностью, стало больше подчинённых (87 человек), больше ответственности, больше нагрузки, ну, и зарплата возросла» - улыбается Валентина Ивановна.

Работал ППК хорошо, использовались новые технологии, применялся специфический график работы смен. Раньше в порту докеры работали в ночь, день и вечер, график получался «рваным», отдых - неполноценным. На сыпучих грузах, или как их называли, «буках», перешли на график 12 через 12. Докеры выходили на работу утром, на следующий день шли в ночную смену, а после два дня отдыхали. По тем временам – настоящий прорыв в области научной организации труда, что не замедлило сказаться на результатах. В ноябре 1986 года групповое фото коллектива погрузочно-перегрузочного комплекса за победу во внутрипортовском социалистическом соревновании было помещено на городскую Доску почёта. Не надо объяснять, что во многом это – заслуга Валентины Ивановны. Кстати, она тогда была единственным в СССР женщиной – начальником погрузочно-перегрузочного комплекса, о чём даже писали в газетах. После очередной реорганизации комплексы (всего их, вместе с Высоцком, тогда в порту было три) объединили, а Валентину Иванову перевели на руководство складским хозяйством порта.

В порту – больше века

Не удивительно, что в начале 90-х годов Валентина Ивановна вошла в состав Совета директоров Выборгского порта. Вроде и почётно, но приходилось принимать непопулярные решения, в том числе, о сокращении штата. Перестройка диктовала свои суровые законы. Ветераны постепенно покидали предприятие, ушла и Валентина Ивановна. Но, спустя какое-то время вернулась и несколько лет, вспомнив молодость, работала простым тальманом.

- Никакой неловкости не испытывала, хотя находилась в подчинении у своих бывших сотрудников. Муж даже удивлялся. Но я люблю живую работу, общение с людьми. Наверное, поэтому в своё время отказалась перейти в коммерческий, а потом в плановый отдел порта. Честно говоря, в самом начале работы в порту приходили мысли об увольнении, ведь приходилось постоянно задерживаться после смены, писать отчёты. Дома были недовольны. Но осталась, о чём никогда потом не пожалела. В порту работала не только я с мужем. Но и сын, дочка, внук и две внучки. Если подсчитать наш общий портовской трудовой стаж, он составляет почти 120 лет, - не без оснований гордится Валентина Ивановна.

P.S. Ведомственных наград, грамот, поощрений у Валентины Ивановой не счесть. Её трудовая книжка испещрена записями о благодарностях. К сожалению, ветеран Выборгского порта не получила звания Почётного работника морского флота СССР, хотя все документы уже были подписаны и отправлены в инстанции. Вмешалась перестройка, бумаги где-то затерялись, а потом и государства не стало. Но уважение портовиков, огромный профессиональный опыт, честность, принципиальность, трудолюбие и ответственность, присущие Валентине Ивановне, - всё это осталось и не требует подтверждения.

3340
28.08.2019
МИТБ «Варяжская гавань»
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи