Премьеры, репетиции, карантин, фестиваль…

Уходящий год был для «Святой крепости» сложным, но интересным.

Жизнь в театре принято делить не на годы, а на сезоны. Но уходящий год запомнится всем театральным коллективам надолго. Пандемия, досрочное окончание сезона, репетиции в средствах индивидуальной защиты, сомнения в сроках открытия сезона очередного, шахматная рассадка зрителей, маски, измерение температуры, строго ограниченная заполненность зрительного зала…

Увы, коронавирус и сейчас вносит свою «лепту» в работу театров. Так, в Государственном театре драмы и кукол «Святая крепость» болеют актёры, пришлось отменить показ детских спектаклей «Королевство кривых зеркал» и «Новогодний бал для Золушки». Тем не менее, считать 2020-й год для театра, любимого выборжанами и хорошо известного в стране и за пределами России, пропащим нельзя.

Вышли премьерные спектакли для взрослых («Я, бабушка, Илико и Илларион» и «Рядовые») и для детей («Принц и море» и «Во всём виноват…индеец Джо»). В сентябре с успехом, несмотря на вынужденно усечённый формат, прошёл традиционный международный фестиваль «Балтийский кукловорот».

Отложенная премьера

О спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» в постановке Инны Ароновой «ВВ» писали (https://vk.com/wall-14643748_87470). А премьера «Рядовых» была приурочена к 75-летию Великой Победы. Увы, вмешалась пандемия, и спектакль представили на суд публики только 3 сентября.

Второй такой отложенной премьеры художественный руководитель «Святой крепости» Юрий Лабецкий в своей режиссёрской практике не припомнит.

- Я всегда планирую день премьеры. Если премьера, условно говоря, назначена на 30-е, то перед ней должны быть три-четыре генеральных прогона, перед этим – световая репетиция. В зависимости от спектакля на свет нужно брать два-три дня, значит, 17 числа нужно начать установку света, затем – технический прогон, после – репетиции картины, на которую отдаётся, допустим, два дня.

И так дальше-дальше-дальше, и я понимаю, что уже нахожусь в цейтноте. Начинаем работать интенсивнее, - говорит Юрий Евгеньевич.

В случае с «Рядовыми» времени на подготовку к премьере было более чем достаточно. Но это как сказать.

- Когда актёр находится в концентрированном состоянии понимания того, что он должен сделать, а время это человеческое состояние разбавляет, то внутренняя концентрация мысли и чувства, естественно, уменьшается. Что спектакль не выйдет вовремя, стало ясно уже в конце марта, когда мы ушли на карантин. Было потеряно полтора месяца репетиционного времени.

Работа над спектаклем началась ещё в декабре: читки, не совсем обязательные репетиции, потому что актёрский состав после немного поменялся. После новогодней кампании и каникул в феврале была своего рода разминка, в марте приступили к серьёзной работе по спектаклю, а в конце месяца нас разогнали. Иначе мы бы, конечно, показали премьеру в канун Дня Победы, - рассказывает художественный руководитель «Святой крепости».

Театральная мысль ушла вперёд

Избрание «Рядовых» Юрий Евгеньевич аргументирует тем, что из просмотренных пьес ничто не привлекло: много пафоса, а жизни нет. Драматургических материалов о войне вроде и немало, но не каждую вещь можно инсценировать, да и времени на подготовку инсценировки уйдёт достаточно.

И тут PR-менеджер театра Александр Заводов предложил худруку пьесу Алексея Дударева «Рядовые», в своё время поставленную во многих отечественных театрах, в частности в АБДТ имени Горького, где режиссёром-постановщиком выступил непосредственно главный режиссёр театра Георгий Товстоногов.

- Тот спектакль прошёл мимо меня. Когда поставил свой, то посмотрел эту работу в Интернет и понял, насколько театральная мысль ушла вперёд, даже на примере нашего маленького провинциального театра.

Не говорю, что те актёры хуже наших, что наш спектакль лучше, но – время другое!

Меня это не трогает! Если по пьесе один из героев - молодой солдат «Одуванчик», которому ещё нет двадцати, юное создание, то понятно, что его не может играть артист высокого роста, говорящий едва ли не басом…

Пьеса меня чем-то задела. Она написана достаточно давно. Но мы с автором практически одного возраста, воспитывались и жили в одно время, в одной стране, - объясняет свой выбор Юрий Евгеньевич.

И ещё один нюанс. Юрий Лабецкий – представитель послевоенного поколения, у которого война навечно осталась в генетической памяти. В 1952 году, когда семья Лабецких вернулась из Польши (где служил отец Юрия Евгеньевича) в Ленинград, следы осады города проступали чуть ли не на каждом углу – полуразрушенные фасады домов, нестёртые ещё надписи «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна»…

Так что «Рядовые» в послужном списке худрука «Святой крепости» - отнюдь не «датский» (то есть дежурный, поставленный к конкретной дате) спектакль.

Спектакль не про войну, а про любовь

Сложно ли молодым актёрам, знающим о войне только из книг и фильмов, достоверно передать атмосферу всё дальше уходящего от нас героического, трудного, порой жестокого времени?

Есть расхожее мнение, что нынешнее актёрское племя неспособно играть так ярко и правдиво, как их коллеги несколько десятилетий назад. Постановщик «Рядовых» с такой точкой зрения не готов согласиться.

- Недавно вышел сериал «Грозный», до этого – «Тобол». А кто может сравнить и сказать, похоже или нет? Лишь бы не пропало желание на эту тему говорить. Конечно, тема великой Победы никогда не умрёт, это своего рода национальная идея – не забыть героев Великой Отечественной войны.

Не знаю, правда, может ли это быть национальной идеей? Конечно, нельзя забывать героев и других войн – Отечественной 1812 года, Крымской…Нужно заставлять детей читать, чтобы они знали историю своей страны, без этого не может быть человека, личности.

Необходимо идеологическое воспитание, которого сейчас у нас нет, даже из Конституции упоминание про идеологию выброшено. Театры всегда считались борцами идеологического фронта, но вопрос в том, что и о чём говорить?

Когда меня спрашивают, про что спектакль «Рядовые», какова его концепция, я отвечаю просто: «Про любовь». Это понятие настолько многозначно, что туда можно вложить любовь к матери, к Родине, к природе, к друзьям, к зверью…Это всё любовь, всё держится на этом, - уверен Юрий Лабецкий.

«Всё должно идти от сердца»

Юрий Евгеньевич не скрывает, что в «Рядовых» не во всём удалось достичь оптимальных кондиций хотя бы потому, что актёрский состав довольно разношерстный и по возрасту, и по сценическому опыту. Но режиссёр-постановщик не сомневается, что все актёры работают на сцене честно.

- В нашем спектакле используется фрагмент фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Я предложил ребятам посмотреть его, и актёры после просмотра даже не поверили, что такое может быть, до конца не смогли досмотреть. Хотя у нас об этом, кажется, везде рассказывают.

Но когда пропадает моральная, душевная, духовная основа, а всё сводится только к формальному возложению венков, получается пустота. Возложили, выпили, отметили. А ведь всё должно идти от сердца, - делится своими размышлениями Юрий Лабецкий.

Ещё один "рецепт"для успеха постановки – она должна быть интересной. «Рядовые» - длинный спектакль: 2 часа 10 минут без антракта. Много текста, а событий мало, на интриге это сказывается не лучшим образом. Потому в спектакле есть и хореографические номера, и бардовские песни, и видеоряд. Всё это – ради интриги.

И, конечно, удивительно точно подобранный музыкальный фон – произведения великого российского композитора Валерия Гаврилина. Тут речь, конечно, уже не об интриге, а об общем восприятии спектакля.

Безусловно, «Рядовые» прочно вошли в репертуар театра. И смотреть этот спектакль нужно не обязательно в канун Дня Победы или 22 июня.

В планах – «Мушкетёры..» и «Папа»

В заключение – о ближайших проектах. Намечавшийся к показу в декабре премьерный спектакль «Мушкетёры-2020» будет показан позже, в январе. Юрий Лабецкий полагает, что работа режиссёра-постановщика Кирилла Сбитнева по бессмертному произведению Дюма понравится публике.

Также готовится к постановке спектакль «Папа» по пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. Произведения этого автора ставят и столичные («Современник», Российский академический молодёжный театр), и провинциальные (Норильский Заполярный театр драмы) творческие коллективы. В главной роли – Юрий Лабецкий.

7610
28.12.2020
Онлайн-издание «Выборгские ведомости»
Рубрика: Культура
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Последние комментарии

Каждого азартного игрока, точно привлечет это онлайн казино https://casino1.com.ua/#content2 . Тольк...

ПРЕДАНЫ РОДИНОЙ / ДЕДОВЩИНА, СУИЦИДЫ И УБИЙСТВА В РОССИЙСКОЙ АРМИИ Проект «Россия для грустных?» вып...

И эта халяву можно назвать работой? В Законодательном Собрании Ленобласти 24 февраля 2021 года прош...

Согласно постановлению АД-ции №601, подписанному Гилязовым 19 февраля 2021 года, утверждена муниципа...

Где маски? Где 1,5 метра? Где вся выборгская полиция? Почему здесь дети? За чей счет и какую сумму к...