+7 (904) 60-46-0-13
Написать нам
 

То взлёт, то посадка…

Скоро на ВСЗ вновь закипит работа. Кризис позади?

Ещё недавно про ведущее предприятие нашего города – ОАО «Выборгский судостроительный завод» — говорили исключительно в восторженных тонах. Завод был выбран «Газпромом» в качестве стратегического партнёра для постройки полупогружных буровых установок по добыче нефти и газа. Газовики намеревались добывать голубое топливо в недрах Баренцева моря, а именно на Штокмановском газоконденсатном месторождении.

Когда в 2007 году между ВСЗ и ООО «Газфлот» — дочерним предприятием «Газпрома» — был подписан контракт на строительство двух установок на 59 миллиардов рублей, многие отечественные судостроительные заводы откровенно завидовали выборжанам. В свою очередь акционеры Выборгского судозавода не скрывали своей радости и надеялись, что две платформы — это только начало. Предполагалось, что для работы на шельфе Баренцева моря «Газпрому» понадобится не менее 35 установок, и от перспектив, открывавшихся перед ВСЗ, дух захватывало!

Улетучившиеся перспективы
Так как технические возможности завода были ограничены, решили построить в районе Приморска суперсовременную судоверфь, в придачу к ней – всю необходимую инфраструктуру: жилые дома, детские сады, поликлинику, бассейн и пр. В Приморске даже прошли общественные слушания по строительству верфи. Не обошлось без мелких скандалов, но, в принципе, проект прошёл почти на «ура», тем более, он курировался в верхних эшелонах власти. Уже был принципиально решён вопрос о выделении кредита, также в проект вкладывались средства государства и крупных акционеров ВСЗ.
Увы, экономический кризис внёс свои коррективы. «Газпром» отложил программу освоения Штокмановского месторождения на 2017 год, надобность в постройке верфи отпала, а ВСЗ принялся за строительство буровых установок, вернее, нижних их частей. Верхние надстройки и все «тонкие» работы делали южнокорейские судостроители, что послужило поводом завистникам кинуть ещё один камешек в огород выборжан: дескать, стоило ли браться, если самое главное делается в далёкой Азии, а в Выборге построили только понтоны. Поговаривали, что услуги южнокорейских корабелов влетели «Газпрому» в копеечку, что увеличило изначальную стоимость контракта чуть ли не на 10 миллиардов рублей.
Особенно изгалялись на северодвинском заводе «Севмаш» (Архангельская область), который также претендовал на строительство буровых установок. Севмашевцы считали, что имеют никак не меньше оснований на газовый заказ, а свой проигрыш объясняли тем, что среди акционеров ВСЗ есть люди, близкие к верхушке российской власти. Хотя генеральный директор ОАО «ВСЗ» Валерий Левченко и не скрывал, что в одиночку возглавляемое им предприятие осилить столь значительный заказ не сможет, и без международной кооперации здесь не обойтись.

Тревожные ожидания
С приближением срока сдачи буровых установок заказчику на заводе становилось тревожнее. «Газовые» надежды пришлось оставить на неопределённое время, а других крупных заказов, гарантировавших ВСЗ полноценную загрузку, а его работникам – стабильную зарплату, не появлялось. В прошлом году Валерий Левченко поделился своими опасениями с Президентом России Дмитрием Медведевым, посетившим предприятие. Лидер государства вроде обещал помочь, но разве ВСЗ – единственное судостроительное производство в России, тем более, что другие судоверфи тоже вряд ли могут чувствовать себя спокойно. В апреле 2010 года, когда Дмитрий Александрович побывал в Выборге, загрузка ВСЗ составляла 50 процентов, но напряжение уже тогда витало в воздухе.
Работников завода, которым нечем было заняться, постепенно отправляли в отпуск с сохранением 2/3 зарплаты. По состоянию на март 2011 года, в простое находилось более 600 судостроителей (около 40 процентов от численного состава). Положение дел оставалось настолько критическим, что областные депутаты направили спикеру Госдумы России Борису Грызлову петицию с просьбой помочь гибнущему заводу. Во всяком случае, из письма губернских слуг народа создавалось впечатление, что ВСЗ находится на грани краха. Свыше 85 процентов заводчан пребывают в вынужденном отпуске, предприятие загружено по минимуму. Не исключены массовые увольнения!
Корр. «ВВ» добросовестно пытался получить внятный комментарий у руководства и собственников завода. Но это оказалось не так-то просто. Даже председатель заводского профкома Олег Кузьмин отказался общаться, попутно заявив, что газета пишет про ВСЗ не то, а это, в свою очередь, отражается на имидже завода. Не горел желанием общаться и председатель Совета директоров ОАО «ВСЗ» Георгий Порядин, который недавно поведал, что завод ищет заказчиков в далёкой Южной Америке. При этом и Олег Васильевич, и Георгий Александрович выразили уверенность, что сложный период пройдет, и всё будет нормально.
Сотрудники завода, с которыми общался корр. «ВВ», наоборот, не были убеждены, что ситуация разрешится благополучно. «Я получаю 2/3 от зарплаты. Это 6000 рублей. Те, кто зарабатывал больше, получают тысяч по 17-18. Вроде неплохо, ничего не делать и получать за это деньги. Но, во-первых, у многих семьи, на 17 тысяч, тем более, на 6, не прожить, нужно где-то работать. Во-вторых, те, кто в простое получают по 17 тысяч, когда была работа, имели 30 тысяч и больше. Что будет дальше, нам не говорят. Дескать, ждите до осени, возможно, завод кто-то купит. Вроде как «Газпром», — рассказывала одна из отправленных в отпуск рядовых работниц.
Пессимизм заводчан можно было понять. Даже то, что на болиде российского пилота «Формулы-1» Виталия Петрова красовался логотип ВСЗ, у некоторых вызывало раздражение. Мол, завод вот-вот закроется, а предприятие спонсирует сына одного из членов Совета директоров ОАО.
Масла в огонь подлило скандальное обращение к Президенту России одного из мажоритарных акционеров ВСЗ Сергея Колесникова, в котором косвенно упоминался Выборгский завод. Пронеслись слухи о том, что некоторые из собственников завода поспешили расстаться со своей долей. Даже приезд в Выборг группы петербургских следователей в сопровождении бойцов спецназа «знающие люди» также связывали с событиями вокруг ВСЗ.

Долгожданные блоки
Несколько дней назад пришла обнадеживающая новость. В течение мая — июня 2011 года из простоя будут вызваны все работники ОАО «Выборгский судостроительный завод». Это стало возможным благодаря подписанному 8 апреля этого года контракту между ОАО «ВСЗ» и верфью Arctech Helsinki Shipyard (AHS).
Выборгский судостроительный завод построит блоки для двух ледокольных судов снабжения. Объём работ по контракту позволит загрузить производственные мощности завода на 100 процентов. Блоки для первого судна должны быть поставлены заказчику в декабре 2011 – феврале 2012 годов, для второго судна — во втором квартале 2012 года.
ВСЗ выступает субподрядчиком, в контракте, заключённом между ООО «Совкомфлот» и верфью AHS на строительство двух ледокольных судов снабжения. Готовые суда должны быть переданы Совкомфлоту весной 2013 года. В пресс-службе завода подтвердили, что в течение второго квартала этого года находящиеся в простое работники вернутся на завод, и уточнили, что без работы с осени прошлого года оставалось чуть более 600 человек из 1600 работников завода, что составляет около 40 процентов, но никак не 85, как утверждали областные парламентарии. Остававшиеся на предприятии были заняты на строительстве жилого модуля МЛСП «Приразломная» и выполняли мелкие заказы в рамках проекта «Северный поток».
Любопытно, что 50 процентами акций вышеупомянутой Хельсинкской судоверфи владеет российское ООО «Объединённая судостроительная компания». Не означает ли заказ для ВСЗ то, что «ОСК» заинтересована не только в сотрудничестве с заводом, но и в самом предприятии?

Рубрика: Город сегодня
Печатный номер: №28 от 15.04.2011
0

Комментарии

UFO, 15.02.2015 в 18:19:57
Дык,а постройка болидов для формулы-1, про которую блаболил один известный выборгский уголовник???
Шо не срослося? Вот и все его способности... Пусть с ларёчников баблы стрижет, а не лезет в то,на что образования нет....Член совета директоров.... главный по сявкам выборгским...... <div class="clearfix"></div><div class="moderated">Отредактировано администрацией</div>
0

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи