+7 95 000 69 799
Написать нам
Давайте обсудим
Газета
«Выборгские Ведомости»
Все выпуски

Андрей Коломойский

Рейтинг: 1493

ЗА МИР, ВОЙНУ, АЛИНОЧКУ, НАРКОТИКИ – ТЕМЫ ГОРОДСКИХ ГРАФФИТИ

 

Выборг становится пестрей и гаже

 

По поводу граффити в Выборге не раз выступали и СМИ, и общественность.

Как правило, каждая новая волна публикаций набегает после появления очередного марания стен.

Нынешний повод именно таков – изуродовано Певческое поле, созданное по проекту известного финского архитектора Уно Ульберга.


Певческое поле

Попробуем вместе разобраться в сути явления. Пропуская наскальную живопись, роспись храмов и раскрашивание стен египетских зданий и монументов, перейдем сразу к новейшему времени.

Пожалуй самым известным тиражированным ленинградским граффити стала надпись «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна». Нет нужды говорить о том, зачем такая информация появилась на стенах. Хорошо известны надписи, сделанные солдатами на стенах павшего Рейхстага, являющиеся безусловными граффити – запечатленным самовыражением ярких эмоций авторов.

Всплеск роста количества изображений и текстов пришелся на 1968 год – год молодежных революций. Этот процесс был сопряжен с тем, что другие способы визуального продвижения идеологии были недоступны ни бунтовщикам парижской Сорбонны, ни студентам-патриотам Пражского университета. Граффити того времени стали символом и языком мятежа и протеста, несмываемой газетой и флагом.

Сегодня граффити это часть мирового арт-пространства, экспонирующаяся в крупнейших музеях мира, и, одновременно, головная боль муниципалитетов.

Впрочем, разумный подход властей может сделать граффити не только изюминкой городского пейзажа, но и его гармоничной частью, прижившейся и любимой горожанами, как случилось, например, в заполярном Анадыре. Речь, разумеется, идет о том, что действительно талантливо и уместно. И, главное, интеллектуальной способности властей отделить зерна от плевел.

Давайте посмотрим, как обстоит дело в Выборге с граффити легальным и подпольным. Оговорюсь сразу – ни Жана-Мишеля Баския, ни Бэнкси в Выборге не обнаруживается. Ни искусства, ни яркого антиискусства – лишь бесталанная мерзость.

Несколько лет назад в отношении граффити муниципалитет взял на вооружение лозунг «не победить, так возглавить». 27 июня 2009 года какая-то городская пропутинская молодежка организовывала свой праздник на небольшом пустыре у Дома Говинга. Частью игрищ на этом торжестве стало появление гигантского рисунка во всю стену объекта культурного наследия, находящегося под охраной государства. На вопрос к организаторам: «Как можно, нарушая закон, уродовать уникальную штукатурку, изготовленную из местных гранитов специально для этого здания?», ответом было: «Нам разрешили!». В ту же ночь Дом Говинга сожгли. Известнейший петербургский фотограф Андрей «Вилли» Усов, оформлявший, кроме всего прочего, альбомы группы «Аквариум», во время прошлогоднего Выборгского кинофестиваля опубликовал снимок этого граффити, намалеванного на руинах шедевра архитектуры. Не без горькой иронии работа была названа им «Окно в Европу».


Андрей "Вилли" Усов - "Окно в Европу"

С той поры стало «можно». Еще один легальный образец применения окрашивающих средств, имеющий отрицательную эстетическую ценность, это стена бывшего кинотеатра «Родина». Разрешителям и исполнителям явно кажется, что изобилие георгиевских лент, орденов, танков и самолетов искупает омерзительность появления этого ужаса на помойке в квартале от главной городской площади. Нет, не искупает  и не оправдывает.


Изобилие георгиевских лент, орденов, танков и самолетов не искупает омерзительность появления этого ужаса на помойке в квартале от главной городской площади

Однако вседозволенность заразительна. На этом творчество легальных стеномарателей не закончилось. Совсем недавно довольно аккуратный забор вокруг гибнущего Дома Говинга обогатился новыми визуальными кошмарами, содержащими правильные слова «Все за мир» и хэштег музея-заповедника #vyborgcastle. Это, по мысли создателей, должно было изображать миролюбивые инициативы городской молодежи, поощряемые музеем.


Дом Говинга обогатился новыми визуальными кошмарами


Это, по мысли создателей, должно было изображать миролюбивые инициативы городской молодежи, поощряемые музеем

После этого, по принципу «чисто там, где не сорят», Старый город, засоренный описанными инициативами официоза, окончательно превратился в отвратительный глазу трэш – каждый, у кого хватало денег на баллон с краской, внес свою лепту. И, кроме жутковато исполненного слова «rauha», на стенах и мусорных баках появились и другие слова.


На стенах и мусорных баках появились и другие слова и картинки

В частности, изготовленные трафаретной печатью предложения приобрести «миксы», опасные синтетические наркотики.


Изготовленные трафаретной печатью предложения приобрести «миксы», опасные синтетические наркотики

Там же неподалеку, на улице Сторожевой башни, на руинированной части старинной стены есть единственный образец граффити, каковой я считаю приемлемым и несущим именно ту смысловую нагрузку, которая присуща жанру. Я имею в виду нанесенный текст «Стена плача», точно описывающий те чувства, которые эта часть городского ландшафта вызывает.


Стена плача

При равной омерзительности легальных и нелегальных граффити, их площади, в части «больших полотен», примерно равны. И, если с «разрешенными» все ясно, то непонятным остается как, например, появилось масштабное цветовое пятно на торце здания Мира, 3, выходящем на Московский проспект? На его изготовление парой часов не обойдешься.


Как появилось масштабное цветовое пятно на торце здания Мира, 3, выходящем на Московский проспект? На его изготовление парой часов не обойдешься

По программе «Безопасный Выборг», поддержанной провайдером «В-Интернет», город довольно густо усеян камерами наблюдения, но я ни разу не слышал, чтобы при их ли помощи, нарядами ли полиции, кто-то был задержан за подобный вандализм и наказан. Глубоко убежден, что наказание за надругательство над умирающим городом должно быть ужесточено, и первыми из призванных к ответу должны стать те, кто имел наглость давать разрешения на порчу угасающего городского ландшафта. Развратившие этой вседозволенностью других таких же неумных, давших толчок к рекламе наркотиков на городских стенах, замаскированной другими каракулями.

В части спасения Певческого поля, изуродованного на прошлой неделе, необходимо в кратчайшие сроки отчистить камни его кладки. Если этого не сделать, от грязного пятна обязательно расползутся метастазы мерзости и безвкусицы, новые мерзости обязательно появятся вслед за первой.

Завершая этот текст, я призываю горожан не оставаться равнодушными, если вы стали очевидцами вандализма – дать ему отпор наша гражданская задача.

Года полтора назад, когда город был загажен типовыми переживаниями неизвестного недоумка «Алиночка, я люблю тебя», один очень суровый человек собирался объявить награду за выдачу автора этого текста – 25 тысяч рублей. Я отговорил его, понимая, что если этот влюбленный попадет в руки охотника на него, то, самое меньшее, любить Алиночку ему будет нечем. Теперь жалею, что отговорил. Если бы осквернители Певческого поля попались человеку, тренирующемуся там ежедневно, и сообщившего мне об акте варварства, я очень не позавидовал бы их судьбе.

Этот текст выражает мое прямое желание разжечь ненависть по отношению к «социальной группе» «вандалы и подонки», и я очень рассчитываю на общественную поддержку.

 

1401
14.07.2017
1

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Новости
Все новости