Согласно п.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации: «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2019 г, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 г №1506, определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В п.4 ст.4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является «государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика».
По договору финансового обеспечения ОМС страховые медицинские организации обязаны осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставлять отчет о результатах контроля;
Проведение медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи страховой медицинской организацией направлено на обеспечение прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) надлежащего качества, в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС и договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По поступившим заявлениям (жалобам) застрахованных лиц, их законных представителей, или страхователей на качество медицинской помощи страховая медицинская организация осуществляет организацию и проведение экспертизы качества медицинской помощи в медицинской организации. В случае установления нарушений прав граждан (условий договора) страховая медицинская организация может применять частичную или полную неоплату медицинских услуг, а также предъявлять судебные иски к медицинским организациям и требовать возмещения ущерба, причиненного застрахованным, представляет интересы застрахованных граждан в административных и судебных органах.
Страховая медицинская организация осуществляет информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи и обеспечивает информирование, в том числе по обращениям, путем организации работы страховых представителей.
Обязанностью страховых представителей является информирование застрахованных лиц о медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, режиме их работы, праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, порядке получения полиса, видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ, прохождении диспансеризации, профилактического медицинского осмотра, перечне оказанных медицинских услуг, выявленных нарушениях по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам.
В случае неоказания или оказания медицинской помощи ненадлежащего качества застрахованные лица могут обратиться в:
- к страховому представителю страховой медицинской организации, телефон которой указан на обратной стороне страхового полиса ОМС или по телефонам «горячей линии»:
АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» 8-800-100-07-02;
ООО «Капитал МС» 8-800-550-67-74, 8-800-100-81-02;
ООО «Страховая медицинская компания «РЕСО-Мед» 8-800-200-92-04;
ООО ВТБ Медицинское страхование 8-800-100-80-05.
- · в территориальный фонд ОМС Ленинградской области телефон «горячей линии» 8-800-700-97-71 (звонок для граждан бесплатный).