Африка глазами обычного путешественника

Когда один мой друг в конце ноября неожиданно собрался на две недели в восточную Африку, мы были в шоке. Выяснилось, что он нашёл группу единомышленников — 15 человек, в числе которых оказались руководитель и два сотрудника московского Музея кочевой культуры, изучающих быт плёмён, профессиональный этнограф, кинооператор, немало поработавший вместе с Николаем Дроздовым, а также двое русских, живущих в Африке, один из которых Роман Кашигин из Уганды выступал в роли организатора маршрута; тогда как остальные, как и выборжанин Константин Архипов — были обычными путешественниками, любителями экзотики.

28 ноября самолёт из России приземлился в Аддис-Абебе и организованная группа сразу же пересела на другой самолёт, летевший на Север Африки, в Мэкэле, где преимущественно проживает народ афара. Мэкэле — плацдарм для посещения самой жаркой пустыни в мире — Данакиль и активного вулкана Эрта Але, одного из четырёх вулканов на планете, имеющих открытое жерло.

— Пустыня Даллол встретила нас мощной тепловой пушкой. С места стоянки мы выехали в 7 утра и до эпицентра ехали примерно полтора часа, а потом шли 15 минут. К 9 утра воздух раскалился до +35С, днём же, несмотря на то, что сейчас зима, температура достигла +44С. Поскольку пустыня граничит с недружественным государством Эритрея, и ранее здесь несколько раз похищали туристов, всё время экскурсии нас сопровождали солдаты регулярной армии, присланные из расположенной неподалёку заставы, — рассказывает Константин. — Пустыня представляла собой желтые и красные сернистые поля, бурлящие источники, испускающие газы — ядовитые пары из-под земли, свидетельствующие о бурной геологической активности. Зрелище — ну, просто сюрреализм какой-то! Невероятное по буйству красок земное покрывало притягивало и отпугивало одновременно. Мы пробыли в пустыне целый день, в том числе посетили пещеры и смотрели, как народ афара добывает в пустыне соль, переворачивая огромные пласты с помощью шестов, разрезая их примитивными топорами на куски в виде тротуарной плитки, связывая затем в стопки и погружая на верблюдов для отправки караванов с Севера в сторону Мэкэле.

После пустыни Даллол группа отправились к вулкану Эрта Але. К открытому жерлу россияне ехали по грунтовой дороге на семи машинах, строго друг за другом. Ничто не предвещало смены погоды, как вдруг несколько капель упали на стекло, а уже через несколько секунд засверкали молнии — короткие и частые и — начался ливень. Для Африки ливень в ноябре — аномалия, поскольку сезон дождей завершился уже несколько месяцев назад, в сентябре. Буквально через час после шквального дождя с гор на дорогу пошли селевые потоки грязной воды содержащие примерно на четверть минеральных частиц, камней и обломков горных пород, и дорогу, по которой ехала вереница машин, смыло буквально на глазах. Одна из семи машин, попав в поток, была в воде по самую радиаторную решётку на капоте. Люди, к счастью, успели выскочить. Группе пришлось ждать спада воды, а потом, раздевшись, держа над головой рюкзаки, переходить босиком дорогу по вязкой глине поближе к местным жителям. К радости, путешественников, которым из-за катаклизма пришлось на целый день оставить свои машины, им удалось договориться с местными жителями, которые довезли их в посёлок к месту ночёвки.

— Мы добрались в два часа ночи, и…были размещены в ночлежках. Поужинали местным джином и тремя палками российской колбасы, любезно предоставленной спонсором вечера Сергеем из Красноярска, поскольку из походной газовой горелки, как нам торжественно объявили водители, газ испарился вместе с надеждой на ужин, — рассказывает Константин. — Мы уже отчаялись, но вдруг случилось чудо: владельцы нашли для нас газ, и в два часа ночи повар сготовил нам жаркое из козлятины. Все были в восторге!

На следующий день группа погрузилась в машины и направилась в сторону вулкана. Ехали целый день. Вечером, достигнув цели, россияне разбили лагерь у подножия Эрта Але, и от лагеря шли наверх 12 километров.

— Подъём мы начали ночью, когда было не так жарко. Трехсотметровое в диаметре жерло пекло, обдавало жаром, бурлило, выбрасывая из себя фонтаны красной лавы. Оторваться от зрелища было невозможно, — делится впечатлениями Константин. — Мы наблюдали за вулканом несколько часов: вглядывались в бурлящую лаву, снимали. Нам рассказали, что месяц назад вулкан поглотил в своё брюхо итальянского туриста, сорвавшегося в котёл. В районе 5 утра, ещё затемно, чтобы не попасть под раскалённое солнце, мы начали спуск.

От вулкана путешественники вернулись в Мэкэле, сделали перелёт в столицу Эфиопии чтобы на следующий отправиться изучать быт коренных жителей. Примерно в это время у всей группы уже начались значительные проблемы с желудком. Костя не был исключением: знобило, поднялась высокая температура. Россияне никак не могли привыкнуть к воде совершенно другого состава, полному отсутствию молочных продуктов и овощей. Тем не менее, 3 декабря группа проехала 550 километров на юг Эфиопии в город Арба-Мынч, что в переводе означает 40 источников. Разместились наконец-то в отеле, где не было связи, зато был душ, электричество и чистая кровать.

— После нескольких дней «кочевья» наконец-то я ночевал в постели… Правда, в 4 утра проснулся от заунывного, довольно-таки громкого пения молитв. Голос разносился на всю округу, и я был уверен, что это мусульманский призыв на молитву, — рассказывает Константин. — Температура спала, я чувствовал себя значительно лучше. К моему удивлению, пел не мулла, а священник ортодоксальной православной христианской коптской церкви- После несъедобного завтрака, от которого я имел мужество отказаться, мы погрузились в машины и отправились в заповедник на озеро Чомо. Подъехав, увидели падальщиков-марабу на тонких, как спички, ножках. Нашу группу разделили на две, погрузили в лодки и в сопровождении гида повезли на поиски диких животных. Но за полтора часа плавания по озеру ни обещанных бегемотов, ни пеликанов, ни слонов мы не увидели. Лишь в одном месте встретили группу крокодилов, которые были по-настоящему устрашающих размеров и при малейшем приближении погружались в мутную глиняного цвета воду озера Чомо, — рассказывает путешественник. —

Уже по окончании нашего пребывания в заповеднике нас атаковала группа так называемых зелёных обезьян — просили бананы. Зелёными они не были, зато их синие большие яйца и красные пенисы ярко выделялись на фоне их серо-бежевого окраса. Получив бананы, животные удалялись на безопасное расстояние и с аппетитом поедали фрукты.

…Из города Арба Мынч по извилистым дорогам автомобили спустились в утопающую в зелени и расстилающую на сотни километров долину Омо, которую населяют различные племена. Зелёный холмистый юг Эфиопии, граничащий с Кенией и Южным Суданом, сильно отличался от каменистого Севера.

От дорзи до консо

Первым племенем, которое посетила группа, было племя ткачей, дорзи. В деревне группу встретил высокий, плохо пахнущий местный малый с натуральными дредами на голове, одетый в джинсы и кроссовки. Парень устроил туристам экскурсию, начав обход с собственного дома, который снаружи напоминал голову слона. Оказалось, что все дома в деревне такие — полукруглые с носом-входом. Гид рассказал, что обязанности у ткачей строго разграничены: собирать хлопок и делать пряжу — женская работа, тогда как ткут исключительно мужчины. При этом мальчики начинают работать с семи лет, а девочки — с девяти. Девочек учат делать нити из хлопка, красить их и подготавливать для дальнейшего использования, а мальчиков — работать с нитями и со станком. После мастер-класса по приготовлению лепёшки из ложного банана и её дегустации, путешественников провели на местный рынок, где на продажу аборигены выставили тарелки, горшки из глины, кувшины из тыквы, шарфы, головные уборы и полотенца собственного производства. Здесь же, на площади, в углу, за своим станком сидел ткач, который активно наяривал всеми конечностями, как кукловод.

Побыв немного у Дорзи, группа продолжила путешествие на юг и вскоре прибыла в город Жинка. Жинка — место для прокладывания радиальных маршрутов. Именно отсюда, из временного лагеря, россияне начали своё путешествие по другим племенам, за нескольких дней познакомившись с укладом жизни ари, мурси, хаммеров, кара, эрборе, данакеш, бене и консо.

— Если говорить о самых ярких впечатлениях, то они остались у меня от двух племён — мурси и хаммер. Народ мурси показался мне бесцеремонным и агрессивным, о чём нас, собственно, и предупреждали. Высокие и хорошо сложенные мужчины и женщины хватали нас за одежду, трогали за волосы, трогали цепочки, кулоны, часы, снимали шнурки. Нам сказали, что им нельзя показывать слабость — и я тоже стал трогать женщину, которая трогала меня, за рога. После чего она отстала, — рассказывает Константин. — Увидев мою камеру, один высокий мужчина сразу же начали позировать и просить за это деньги: 1 снимок стоил 5 быр — 10 рублей. Интерес для нас, конечно, представляла их боевая раскраска и тарелки в женских губах, о которых всему миру лет десять назад рассказали журналисты BBC. По их традиции, раз за разом увеличивая свою губу, с помощью до 40 тарелок, девушка готовится выйти замуж, — уточняет Константин. — Первую тарелку, обязательно деревянную, для неё делает мужчина. Все последующие, сделанные из белой, черной и цветной глины — женщины. Когда губа девушки растягивается до огромного размера, это воспринимается как знак того, что она созрела для замужества. То же самое, кстати, они проделывают и с мочками ушей. Нам рассказали, что в качестве выкупа мужчина преподносит семье девушки 38 коров и 4 автомата Калашникова. А вышедшие из употребления тарелки нам предлагали купить. Конечно, смотреть на экзотические обычаи нам было интерено, а вот ребятам-этнографам, в отличие от нас, было грустно видеть мурси, впавших в зависимость от социума и вымогающих деньги у туристов.

Контрастом к племени мурси было племя хаммер, к которому группа приехала 7 декабря и в котором «руссо туристо» прожили двое суток. Хаммеры обитают в городке Турми, занимаются разведением козлов, овец и коров и исчисляются примерно 35 тысячами. Доброжелательные, улыбчивые они строго руководствуются традициями, не носят европейской одежды и не берут деньги за фотографии. Женщины носят красивые причёски и обмазывают тело охрой, тогда как юноши не женятся пока не пройдут процесса инициации. «Инициируют» парней каждую неделю: для этого собирают 12 быков, ставят их боками и запускают юношу со связанными руками трижды бежать по спинам животных. Упасть при этом считается позором. Интересно, что в процесс инициации мальчиков включены их сёстры, которые, чтобы поддержать своих братьев, получают удары хлыстами по спине, безмолвно вынося физическую боль, и, таким образом, воодушевляя парней своим примером.

— Эфиопия — единственная страна в Африке, которая не была колонией, видимо, поэтому отношение к нам везде было доброжелательным. Меня поразило, что притом, что хаммеры сохраняют свои традиции, они — единственное племя, в главной деревне которого стоит православный храм и которое соблюдает христианские традиции. Две ночи мы ночевали в Турме. Когда ты отдыхаешь на лежанке, смотришь в звёздное небо и слышишь крики гиен и вопли от драки бабуинов — то ещё ощущение. Вопли гиены похожи на истошный плач ребёнка и, при полном отсутствии электричества, в незнакомой местности, ночью, их слышать прямо скажу жутковато. Но в первую же ночь мы были приятно удивлены, когда в нашу в палатку зашёл местный житель и стал жестами разъяснять нам, что мы в безопасности, — рассказывает Константин. — Притом, что большинство племён вооружены автоматами Калашникова, у хаммеров я чувствовал полную безопасность: с помощью оружия они охраняют скот от бабуинов.

Они — как дети природы: никто никуда не торопится, никто никого не хочет обмануть, все радуются настоящему моменту. Мы видели, что даже у них огромное число детей ходит в школы за 15-20 километров! И не жалуются. Несколько человек из нашей группы привезли с собой упаковки ручек, блокнотов и тетрадок, чему ребятишки были несказанно рады. И это несмотря на то, что еды и воды порой не хватает, что у некоторых детей в грязных волосах мухи, у малышей слезятся и гноятся глаза и на них бодро усаживаются маленькие насекомые, — продолжает Костя. — Посетив 8 различных поселений, которые сильно отличаются друг от друга, и при этом схожи способностью довольствоваться малым, я вернулся домой потрясённым. Чётко почувствовав контраст, осознав в какой суете мы живём, о какой ерунде беспокоимся, я понял, что отныне буду больше ценить то, что имею, за каждый миг благодарить Бога. Я благодарен судьбе за каждый миг, за каждую возможность.

Всем, кто после прочтения статьи захочет посетить Эфиопию, Константин настоятельно советует прочесть книгу Алексея Ярошевского «С отдыхающей львицей схожа».

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий

  1. Николай
    Всем, кто после прочтения статьи захочет посетить Эфиопию нужно подождать до лета, и Эфиопия придет к вам. 🙂
    Ответить