Муниципальные чиновники переходят на электронное общение
Интернет-издания утверждают, что Александр Дрозденко в первые месяцы своего губернаторства обнаружил, что Ленобласть очень медленно и со скрипом исполняет задачу, которая была обозначена в числе одной из основных еще в 2009 году в послании Президента РФ к Федеральному собранию. Стратегией развития информационного общества было объявлено: все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году. Новое областное руководство потребовало внедрить систему электронного документооборота, от муниципального уровня до регионального, в максимально сжатые сроки.
Областной комитет телекоммуникаций и информационных технологий с июля отказался от бумажного документооборота и полностью перешел на электронный. При этом выяснилось, что скорость оформления документации действительно сокращается, но внедрение новой практики требует терпеливого подхода и желания работать над ошибками. На областном уровне была создана рабочая группа: областные чиновники наблюдают, как сейчас проходит процесс внедрений на муниципальном уровне.
В Выборге состоялось совещание представителей исполнительной власти районного уровня, на котором председатель комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области Александр Демидов пояснил чиновникам, что необходимо сделать, чтобы отойти от привычной бумажной переписки с различными инстанциями и обращениями граждан и переключиться на электронный формат общения. Перед муниципалами поставлена задача — освоить методы работы в электронном формате с налоговой и миграционной службами, Ростехнадзором, Росреестром, службой кадастра и картографии. Вместо того, чтобы бесконечно требовать справки от граждан, чиновники должны теперь сами направлять электронные запросы в соответствующие службы, а те, в свою очередь, обязаны оперативно отвечать. С сентября в Ленобласти идет апробация системы электронного документооборота по работе со служебной корреспонденцией. Чиновников предупреждают, что работа предстоит сложная и серьезная, без труда, само собой, ничего не наладится. Муниципалам бесплатно предоставляется оборудование, прикладные программы и методики, нормативные документы, область обеспечивает обучение персонала муниципальных образований. Нужно только пользоваться предоставленными возможностями.
Наш район активно включился в работу, все муниципальные образования Выборгского района пытаются работать с документами в электронном формате. Как отметил Александр Демидов, наблюдение за процессом внедрения электронного документооборота на территории Ленобласти свидетельствует, что проблем избежать не удалось: во-первых, сразу стало ясно, что старая методика бумажного делопроизводства работает пока быстрее и надежнее. Ответ на факсовый запрос местных администраций приходит в течение 2 дней, а электронный ответ можно прождать более 2 недель. В итоге чиновники дублируют вопрос по факсу. Кроме того, ответы в электронном и факсовом варианте могут кардинально отличаться, что, естественно, вызывает недоумение: какому документу верить? Как пояснил Александр Демидов, на верхнем федеральном уровне эту проблему знают, но относятся к ней спокойно, рекомендуя верить тому документу, который пришел позднее. Чиновники, естественно, склонны верить бумажному варианту. Потому что на нем, в отличие от электронного документа, есть подпись и печать. И, как заметил Александр Демидов, чтобы электронный документ стал легитимным, требуется как минимум изменение федерального законодательства. До сих пор бумажка без печати настоящим документом не является.
Население пока не проявляет пристального интереса к новой организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. И, похоже, освоение новой системы общения с чиновниками для пожилых людей станет проблемой. Потому что подать заявление на услугу можно только через Портал государственных услуг (gosuslugi.ru). Для этого нужно не только найти этот портал, зарегистрироваться, но и открыть свой «электронный кабинет». Да и вообще — уметь работать с клавиатурой, компьютером и интернетом.