Дефицит водителей в Петербурге : русские не хотят, мигрантов мы не хотим

В Петербурге некому водить автобусы: россияне не хотят, мигрантам — не дают. Водители пассажирского транспорта стали вымирающим видом несколько лет назад. Они нужны всем — и частным перевозчикам, и государственному «Пассажир-автотрансу». Не хватает водителей трамваев и троллейбусов. Даже «Горэлектротранс» уже готов принимать на работу мигрантов.

Власть предлагает перевозчикам искать водителей на ярмарках вакансий и в регионах. Но на последней ярмарке не нашлось ни одного водителя автобуса. А в ближайших регионах — например в Архангельске — на маршрутках работают все те же мигранты.

Претензии

50% коммерческих автобусов в Петербурге обслуживают иностранные рабочие — узбеки, реже — таджики и азербайджанцы. У населения много претензий: русский язык водители знают плохо, на дороге лихачат, правил не соблюдают. Но найти русскоговорящих мигрантов оказалось проще, чем искать местных водителей с трехлетним стажем.

В крупных компаниях уверяют: их водители-мигранты держатся за место, поэтому, как правило, и маршрут знают, и русский язык, и специфику работы. А лихачат «нелегалы» и мелкие перевозчики. Кстати, два самых крупных за последние годы ДТП с автобусами — на Невском проспекте и на Таллинском шоссе — совершили водители-россияне.

Портрет водителя

Типичный водитель маршрутки — мужчина 40-50 лет, ранее работавший таксистом или водителем автобуса в одной из республик СССР. Есть среди них госслужащие, много бывших милиционеров. Содержит семью. Раз в год выезжает на родину, как того требует российское законодательство. Для этого он увольняется и через месяц возвращается на прежнее место, оформляя рабочую визу, разрешение на работу и прочие документы.

На зарплату в 25-30 тысяч мигранты могут кормить семьи на родине и снимать жилье в Петербурге. Бабур, водитель маршрутки № 41, вспоминает, как тратил 200 долларов в Узбекистане: «Я гулял, водил друзей в рестораны, покупал подарки, а все равно осталось».

Где местные?

По словам заместителя гендиректора по персоналу «Третьего парка» Юрия Дорожкина, дефицит водителей связан с дороговизной прав категории «D» (50-70 тысяч рублей), с требуемым сейчас стажем и с непрестижностью профессии.

«У нас же все хотят менеджерами быть, — смеется Юрий. — Я называю это беловоротничковой избалованностью. 25-35 тысяч для молодого человека — неплохие деньги. Но у него нет стажа. Да и проще работать охранником в магазине».

«В 90-е годы сократилась зарплата, многие водители перешли работать на автобусы туристических компаний, в таксомоторные и грузовые перевозки. Обратно вернуть потерянные кадры очень сложно», — добавляет Дмитрий Игнатьев, пресс-секретарь Комитета по транспорту. По сообщению комитета, сейчас зарплата водителя автобуса составляет 35 тысяч, в следующем году планируется ее повышение на 5-10%.

Что будет

Количество мигрантов, которые будут работать водителями, высчитывается по заявкам предприятий. «Мы просили у города 1800 человек, а нам дали 1600. 250 человек, которые отлично знают маршруты, сидят дома третий месяц», — рассказывает Юрий Дорожкин.

Не могут получить рабочую визу около 1100 водителей — 500 автобусов могли бы курсировать по городу. По словам Василия Киселева, председателя ассоциации перевозчиков пассажиров, мигранты идут работать к нелегалам. Квоту на водителей-мигрантов разобрали компании, не работающие с пассажирским транспортом. Комитет по транспорту просил увеличить квоту на тысячу, но вопрос не решен. Глава Комитета по труду Дмитрий Чернейко заявил, что задача города — свести к минимуму число водителей-мигрантов. Со временем город планирует перейти к транспорту большой вместимости — даже на коммерческих маршрутах, говорят в Комитете по транспорту.

Проверки на дорогах

Тесты

При поступлении на работу к крупному перевозчику (ПТК, «Питеравто», «Третий парк») водитель сдает экзамен по русскому языку и экзамен на вождение. Служба безопасности изучает его дело, смотрит, нет ли имени в черном списке.

Каждое утро водители проходятмедосвидетельствование и получают путевку.

Мелкие перевозчики (предприниматели) позволяют себе больше свободы. Водитель одного из маршрутов в Кировском районе сообщил, что каждый вечер путевки «на утро» им привозит «диспетчер». Работают они по 15 часов в день. Но и зарабатывают — 40-50 тысяч в месяц.

Черный список

У перевозчиков есть общий «черный список» профнепригодных водителей. «Стоит один раз провиниться — и путь в пассажирские перевозки будет закрыт», — рассказали в «Питеравто». В онлайн-базу заносятся фамилии всех водителей, попавшихся на ДТП, воровстве или алкоголизме. Пароль есть у каждого перевозчика.

Часть списка попала в руки корреспондента «МР». Из 116 фамилий — большинство славянских. У 25 из них причина неблагонадежности — ДТП. У 25 — пьянство, у 55 — воровство. Остальные попали в перечень из-за хамства или проблем со здоровьем.

Что будет в 2013 году

Тахографы — считают время работы водителя за рулем, чтобы тот не перерабатывал.

ГЛОНАСС — система спутниковой навигации. Каждый автобус можно будет увидеть на интерактивной карте города. С 1 января коммерческие перевозчики обязаны установить систему.

Обязательное страхование: с 1 января каждый пассажир будет застрахован. Если пассажир получит травму во время движения — он имеет право на компенсацию (перелом черепа по вине перевозчика — 2 % от 2,5 млн рублей, ребра — 4%).

Видеофиксация работы водителя и салона вводится во всех автобусах «Питеравто».

Справка:

Более 50% рынка занимают пять крупных компаний: «Третий парк», «Питеравто», «ПТК», «Вест-Сервис», «Шпунт-Северо-Запад», остальные 49% — 11 мелких. 576 55 55 — телефон круглосуточной горячей линии, куда можно пожаловаться на перевозчика. Предприятие обязано ответить письменно.

Третий парк: 88 коммерческих маршрутов, 79 социальных. Иностранцы (по данным перевозчика): около 50%.

«ПИТЕРАВТО»: более 400 маршрутов в СПб и ЛО. Иностранцы (по данным перевозчика): около 30%.

100% текучка у иностранных водителей: они обязаны каждые 11 месяцев выезжать из страны. Оформление новых документов занимает около месяца и стоит 12 тысяч рублей.

10,5 тысяч водителей-мигрантов приехали в Петербург в 2012 году.

4 тысячи автобусов — автопарк всех «частников».

80% мигрантов работают водителями в «Третьем парке» не менее четырех лет.

Анастасия Гавриэлова

Мой район

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий