Хлебопекарные гиганты «Фацер» и «Каравай», у которых предпочитают закупать продукцию торговые сети, не оставили шансов на выживание малым и средним игрокам этого рынка. Выход из этой ситуации для небольших производств — создание фирменных магазинов.
На фоне снижения потребления хлеба в Петербурге и Ленобласти падают объемы производства. Но если в городе, где большинство районных хлебозаводов уже консолидировано крупными холдингами, объем производства по сравнению с 2012 годом в 2013 году снизился только на 2,4%, то в Ленобласти, где сохранилось большое количество самостоятельных игроков, — почти на 13%. Ситуацию усугубляет проникновение в Ленобласть сетевой розницы — крупные ретейлеры предпочитают работать с лидерами рынка — «Фацером» и «Караваем». На объединенном рынке города и области их доля составляет больше 60%, при этом в Петербурге гиганты контролируют все 90% сбыта. В итоге областные предприятия не выдерживают конкуренции и закрываются или меняют формат работы, переходя на производство эксклюзивной продукции.
Закрытые заводы
В комитете по АПК Ленобласти сообщили, что в конце 2012 года прекратили существование три хлебопекарных предприятия, а с 1 сентября 2013 года остановлено производство на Киришском хлебокомбинате. С 1 февраля 2014 года закрылся сосновский филиал Приозерского хлебокомбината, а с 16 февраля 2014 года приостановил свою деятельность Выборгский хлебокомбинат.
Руководство ОАО «ХК «Петрохлеб», по информации «ДП», также намерено закрыть и, возможно, продать два хлебопекарных завода — Светогорский и Сосновоборский, которые входят в состав компании. По данным компании, эти предприятия снижают объемы производства и теряют рынки сбыта. Решение о продаже будет принято, скорее всего, после общего собрания акционеров ОАО «ХК «Петрохлеб», которое состоится в июне этого года. Всего в областном холдинге восемь хлебозаводов.
«В целом ситуация на рынке очень сложная, конкурировать с „Фацером“ и „Караваем“ тяжело, но пока у нас это получается, в том числе несмотря на то, что себестоимость продукции растет», — говорит Валентин Иванов. По его словам, в прошлом году «Петрохлеб» потратил 120 млн рублей на модернизацию Волховского, Гатчинского, Кингисеппского и Тихвинского комбинатов.
На петербургском рынке финский «Фацер» и петербургский «Каравай», по оценкам ИК «Грифон-Эксперт», занимают 90%. При этом «Каравай» активно осваивает Ленобласть.
«Для нас Петербург и Ленобласть — это один рынок, свою долю оцениваем в размере 30%», — говорит совладелец хлебопекарного холдинга «Каравай» Николай Тютюнников. Доля «Фацера» на этом рынке составляет 33%, по его данным.
«Мы поставляем хлеб в Ленобласть, в том числе и в традиционную розницу, но зоной нашего активного роста Ленобласть пока не является, основной рынок сбыта — это, конечно, Петербург», — говорят в «Фацере». В 2013 году в Петербурге на предприятиях ОАО «Фацер» было произведено 197 тыс. т хлеба.
Николай Тютюнников сообщил, что «Каравай» усиливает работу во всех направлениях, не только в Ленобласти. В прошлом году компания произвела почти 90 тыс. т хлеба.
Под натиском городских
Приход в Ленобласть сетевой розницы привел к сокращению числа сельских магазинов шаговой доступности, которые были основными потребителями продукции местных пекарен, убежден Владимир Андреев, председатель правления Гильдии пекарей Ленобласти.
«О’кей» работает с крупными и средними хлебозаводами вынужденно — именно они способны обеспечить стабильность поставок, качества хлеба, необходимую упаковку со штрихкодами, работают с электронными заказами, парируют в компании.
В ГК «Дикси» отмечают, что потребности покупателя закрывают в том числе местные хлебозаводы, например, «Волховский ХК», «Гатчинский ХК», «Волосовский ХК» и другие — они предлагают привычные и любимые покупателями сорта, но также в сети представлен хлеб городских лидеров — «Фацер», «Каравай».
Примерно 15% магазинов сети «ДИКСИ» оборудованы собственными мини-пекарнями. Своя выпечка крайне востребована, подтверждают в сети «О’кей».
Стали лучше жить
Сокращение рынка связано и с изменением потребительских предпочтений. При повышении уровня жизни продуктовая корзина потребителя расширяется, объем потребления хлеба снижается в пользу мяса, овощей, фруктов.
«Доля хлеба в общей корзине снижается, но его качество и стоимость растут», — говорит Александр Петренко, гендиректор «Грифон-Эксперт». Действительно, несмотря на падение объемов потребления, в денежном выражении рынок растет (см. инфографику).
«Покупатели берут либо дешевые сорта, либо сложные и дорогие — чтобы разнообразить повседневный стол. Востребованы ржаные и зерновые сорта», — говорят в «Дикси».
По данным Росстата, в Ленобласти увеличился выпуск кондитерской продукции — в 2013 году он составил 20,5 тыс. т (на 1,9% больше уровня прошлого года).
Свой кусок от рыночного пирога стремятся захватить рестораны и кафе-пекарни.
«В последнее время в Петербурге предприятия этого сегмента все активнее выпускают хлебобулочные изделия, растет импорт оборудования для пекарен и различного сырья для выпечки хлеба», — добавляет Александр Петренко.
По его данным, набирают популярность замороженные полуфабрикаты для небольших частных хлебопекарен.