Поводом для ревизий станет информация от правоохранительных органов и жалобы сотрудников компаний.
Согласно новым правилам поводами для налоговых проверок предприятий, подозреваемых в выплате зарплат в конверте, теперь будут жалобы работников и информация от правоохранительных и контролирующих органов. Соответствующие изменения внес Минфин своим приказом №ММВ-7-2/297 от 10.05.2012 в приказ ФНС России №ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007.
«Жалобы в налоговую инспекцию либо в другие контролирующие органы, как правило, поступают от тех сотрудников, которые находятся в стадии увольнения или уже покинули предприятие, то есть от тех, кому нечего терять», — говорит Татьяна Модеева, гендиректор Acsour (оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета). Кроме того, поводом для проверки может стать неоформление трудовых отношений с работником.
Эксперты отмечают, что тенденция обеления заработных плат наблюдалась вплоть до 2011 года. С 2011 года государство повысило налоговую нагрузку — сумма страховых взносов выросла с 26 до 34%. «Как следствие, многие предприятия были вынуждены искать пути снижения этих взносов, так как для них это был вопрос выживания», — отмечает Татьяна Модеева. С 2012 года ставки социальных взносов снизились до 30%, однако за 2011 год многие фирмы уже успели реструктуризовать бизнес и перевести зарплаты в тень.
«Таким образом, довольно ощутимая часть предприятий малого и среднего бизнеса сейчас использует серые схемы выплаты заработной платы», — говорит Татьяна Модеева. Сотрудники же при поиске работы соглашаются на подобные условия оплаты своего труда, тем самым еще на моменте собеседований принимая правила игры.
«Не каждая организация малого и среднего бизнеса получает такую прибыль, чтобы уплата страховых взносов не отражалась на деятельности фирмы и позволяла выплачивать высокую заработную плату сотрудникам», — соглашается Валентина Пацкевич, младший юрист юридической фирмы «Лигал Студио». При этом, по ее словам, работники предприятий, находясь перед выбором получать большую, но неофициальную заработную плату или небольшую, но официальную, по-прежнему делают выбор в пользу серых заработков.
Эксперты отмечают, что принятые изменения — шаг назад в политике невмешательства государства в деятельность компаний. «На протяжении последних лет представители власти заявляли о политике невмешательства во внутреннюю деятельность организаций», — говорит Екатерина Литау, генеральный директор ООО «БЛКонс групп».
По ее словам, в этой связи с определенной долей успеха внедряется принцип одного окна, сокращаются основания для проведения каких-либо проверок (например, со стороны Госпожарнадзора, Роспотребнадзора, ФНС, Государственной трудовой инспекции и т.д.). «Поэтому данные нововведения можно расценивать исключительно как шаг назад», — считает Екатерина Литау.
Она ссылается на анализ мнений предпринимателей, полученных в результате исследований, проведенных Ресурсным центром малого предпринимательства в 2011 году относительно того, каким образом государство должно помогать малому и среднему бизнесу. Согласно исследованию, 70% всех категорий предприятий уверены, что государство должно «не помогать, но и не мешать бизнесу».
Вместе с тем юристы полагают, что новые правила не внесут коренных изменений в планирование выездных налоговых проверок. «Так как и до дополнения вышеуказанными критериями организации, показывающие заработную плату ниже средней по отрасли, находились под особым контролем у налоговых органов», — отмечает Валентина Пацкевич.