ГАИ попало под камеры

В столице начали устанавливать видеорегистраторы в машинах ДПС. Вчера столичное управление Госавтоинспекции сообщило, что на всех автомобилях дорожно-патрульной службы будут установлены камеры. Оборудование этой техникой уже началось. Причем на это дело правительство Москвы выделило 20 миллионов рублей.
Теперь все 1800 автомобилей ДПС будут оснащены видеорегистраторами. Эти устройства будут снимать не только то, что происходит на дороге, но — главное — и то, что происходит в салоне автомобиля.

Оснащение всех автомобилей ДПС Москвы такими приборами будет завершено до конца 2011 года. Об этом вчера доложил начальник столичного УГИБДД Александр Ильин начальнику московского Главка МВД России Владимиру Колокольцеву.

На самом деле идея установить видеорегистраторы в патрульных машинах принадлежит правозащитникам. Они долго бились за ее реализацию. Кроме того, правозащитники считают, что необходимо и посты ДПС оборудовать камерами, при этом законодательно прописать, что любое общение между водителем и инспектором должно проходить под бдительным оком камер. Таким образом, по их мнению, реально победить коррупцию.

Действительно, все общение проходит под запись, ни предложить взятку, ни потребовать ее не остается возможностей. Даже для придирок остается минимум возможностей, потому что для них нужны основания, которых, как правило, нет. И вот, наконец, свершилось.

Хотя бы один из регионов, причем самый масштабный, пошел на такой эксперимент.
Первоначально системы были установлены в тестовом режиме в нескольких автомобилях, ежедневно патрулирующих столичные улицы. По словам ВРИО командира 6-го спецбатальона ДПС ГИБДД Москвы Андрея Панкрашкина, на базе автомобилей которого проводился эксперимент, целью было четко определить местонахождение экипажей, а также взаимоотношения между сотрудниками ДПС и водителями. 15 машин было оборудовано этими системами, инспекторы предупреждали об их наличии, и взаимоотношения стали налаживаться.

По результатам эксперимента их использование было признано эффективным. Видеорегистраторы позволят получать аудио-видеоинформацию об обстановке в салоне автомобиля, а также по курсу его следования. Возможна ночная съемка. Сохранение информации будет осуществляться на электронном носителе. Перед началом службы инспектор вставляет в видеорегистратор флешку, после сдачи наряда он ее извлекает из аппарата и сдает дежурному.

В нововведении предусмотрен даже тот порядок, который предлагали правозащитники. В специальной инструкции для инспекторов указано, что все действия должны проводиться в поле зрения камеры. В противном случае, их можно будет квалифицировать как угодно.

А уж если какой водитель пожалуется на действия сотрудника, которые были произведены вне обзора объективов, то это уже повод для серьезных разбирательств с соответствующими оргвыводами.

Можно считать, что ГИБДД пошло навстречу гражданам. При этом еще не совсем понятно, кому это больше на пользу. Дело в том, что взятка для очень многих наших водителей — удобный путь уйти от ответственности. При установке камер в машинах ДПС такая возможность теряется.

Главное, что при этом у гаишников пропадет возможность привлекать ни в чем не повинных водителей за несовершенные нарушения. Хотя вряд ли все водители будут рады данному нововведению.

Буквально на днях в Санкт-Петербурге на сайте местного ГУВД появился призыв к водителям, чьи машины оборудованы видеорегистраторами, сообщать в ГАИ о нарушении правил дорожного движения. По всей видимости, за опыт была взята московская практика, когда автолюбители размещают на видеохостингах нарушения «особо выдающихся» деятелей, а потом по ним проводятся проверки и возбуждаются административные дела.

С одной стороны, идея хорошая. Тем более что в Европе, а также США, Канаде и прочих продвинутых странах сообщить о любом нарушении своего ближнего в порядке вещей. Однако насколько данный опыт будет применим у нас в стране — большой вопрос. «Стучать» у нас не принято.

А уж с какими трудностями столкнутся инспекторы — представить сложно. По словам заместителя начальника ГАИ России Владимира Кузина, во-первых, им придется найти «автора» нарушения, во-вторых, доказывать, что именно он был за рулем. Дело в том, что исключение из презумпции невиновности касается только случаев, зафиксированных приборами автоматической фотовидеофиксации правонарушений. Авторегистраторы к таким не относятся.

К слову, теперь все приобретаемые автомобили ДПС должны быть оснащены авторегистраторами. Таково требование 185-го приказа МВД России. А что касается автомобилей, которые уже стоят на службе, то их не сложно переоборудовать, лишь бы на это было желание и средства местных властей.

Как сделать так, чтобы запись авторегистратора стала доказательством:
1. Перед началом движения проверяйте дату и время, выставленные на авторегистраторе.
2. При оформлении ДТП сообщите инспектору о наличии записи, сделанной видеорегистратором.
3. Потребуйте занесения в протоколы марки видеорегистратора, способа крепления и расположения видеокамер.
4. В случае если инспектор запрещает вести видеозапись событий, ссылайтесь на Административный регламент МВД России, п. 25. «Сотрудники ГИБДД не должны препятствовать использованию участником дорожного движения видео- и звукозаписывающей аппаратуры».

5. В случае отказа инспектора впишите сведения о видеорегистраторе и укажите наличие видеозаписи в письменное объяснение участника/свидетеля ДТП.

6. Сообщите об отказе инспектора приобщить запись к делу и укажите, что вы не согласны с действиями инспектора, в протоколе, который вам предстоит подписать. Ссылайтесь на Кодекс об административных правонарушениях РФ. Ст. 26.7.

7. Сделайте копию видеозаписи, если у вас имеется такая возможность.
8. После того как копия сделана, передайте карту памяти инспектору. Проследите, чтобы он запечатал ее в конверт, надписав дату и время изъятия, а также характеристики доказательства («карта памяти SD черного цвета с видеозаписью столкновения двух автомобилей марки…»).

9. Если копию записи сделать не удалось, а непредвзятость инспектора вызывает сомнения, оставьте карту памяти у себя, указав всю необходимую информацию о ее наличии в протоколах и объяснениях.

10. Выясните, в каком суде будет рассматриваться ваше дело.
11. Отправьте оригинал/копию записи заказным письмом с описанием вложения по месту рассмотрения дела.

Владимир Баршев «Российская газета» — Федеральный выпуск №5605 (229)

Российская газета

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий