С приходом весны в Петербурге выросло количество уличных граффити. Управляющие компании считают художества райтеров вандализмом, но некоторым искусствоведам подобное «наводнение» пришлось по душе. Отыскать грань между китчем и искусством попытался корреспондент «БалтИнфо».
Легальные и нелегальные художества
Уличные художники делятся на легальных — райтеров и нелегальных — бомберов. Последние выполняют свои работы в труднодоступных, но в то же время самых заметных местах. Культура бомбинга основана на опасности, а высший пилотаж, как сообщается на одном из тематических сайтов, — «сделать метро» — выполнить работу на строго охраняемом стратегическом объекте с высокой степенью риска.
По словам администратора группы райтеров в социальной сети Вконтакте Романа, бомберы рисуют на вагонах поездов, грузовых авто… и в очень быстром темпе.
«Бомбинг не ставит целью создание качественных граффити. Этим приходится жертвовать, чтобы нарисовать как можно больше за меньшее время», — добавил Роман.
В Петербурге «Горэлектротранс» объявил войну граффитистам
Он отметил, что методы бомбинга вызывают неодобрение у опытных райтеров. У настоящих уличных художников есть свой этический кодекс. «Райтер — это, прежде всего, человек. Необходимо всегда придерживаться норм, принятых в обществе. Нельзя навязывать людям собственные художественные пристрастия, в частности, писать на стенах жилых домов и машинах», — гласит кодекс райтеров.
По словам Романа, призвание любого райтера — украсить серый мир. Он сообщил, что негативно относится к «каракулям и тегам» на памятниках культурного и исторического наследия, а для граффити обычно выбирает заброшенные места.
Почти во всех странах мира существует практика взаимодействия с граффитчиками. В уголовном праве многих государств нанесение граффити на здания без разрешения владельцев трактуется как вандализм. В Чикаго, к примеру, некогда работал комитет по ликвидации граффити — он принимал заявки горожан и предлагал бесплатную очистку стен.
В Австралии решили пойти от обратного и выделили специальные зоны для граффитчиков. На территории университета Сиднея появился «Туннель граффити», где любой студент может рисовать или вывешивать свои плакаты.
Петербург не создан для граффити?
Петербургский художник Георгий Ковенчук предложил взять опыт Австралии на вооружение. По его мнению, в городе должны появиться щиты для граффитчиков. «В свое время в Варшаве боролись с надписями на заборах. И они нашли остроумный выход — в центре города в сквере была построена специальная стена», — прокомментировал Ковенчук.
Он пояснил, что граффити — довольно странное явление современного искусства. С одной стороны, бывают красивые граффити, которые даже публикуют в качестве репродукций в книгах. С другой — «Петербург — город-памятник, и это то же самое, что разбрызгать краску из баллончика на музейную картину».
Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский с позицией Ковенчука не согласился. Он отметил, что в культуре граффити главное — свобода и отсутствие границ, поэтому специальные зоны и стены не решат проблемы.
«Ничего плохого я в граффити не вижу — в том случае, когда художники понимают, что существуют культурные ценности. Но когда граффити появляется на Лувре, Русском музее, я бы за это сек розгами», — сообщил Боровский.
По его словам, ансамблевость и видовая классическая застройка Петербурга противостоят граффити. В то же время в городе есть множество спальных районов, где граффитчики могут «развернуться».
«Для меня интересно, когда из граффити вырастают большие художники. Это редкие случаи, но примеры тому есть в США. У нас же граффити достаточно вторичны», — резюмировал Боровский.
Градозащитники оказались куда более жесткими в своих оценках. Как заявил член Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик, проблема с граффити очень серьезная.
«Это яркое свидетельство падения общего уровня культуры. На окраинах много гаражей, в том числе возле железной дороги — тут нет возражений, пусть забавляются. Но это абсолютно недопустимо в центре», — возмутился он.
По мнению градозащитника, зачастую граффити соседствует с вандализмом. Он подчеркнул, что ЗакСу необходимо ужесточить штрафы за подобные художества.
«Контроль и выдача разрешений на украшение стен — дело главного художника города. Но, к сожалению, эту должность у нас упразднили. Наш совет полгода назад обратился к губернатору с просьбой ее восстановить. Результата до сих пор нет», — отметил Мильчик.
С ним согласилась и представитель движения «Живой город» Антонина Елисеева. По ее словам, штрафы за граффити следует увеличить.
«Сейчас даже если поймают, обяжут платить мизерный штраф. А нужно заставить самих граффитчиков отмывать стены», — пояснила Елисеева.
Отметим, что профильные ведомства Петербурга сняли с себя ответственность за ликвидацию граффити с домов, остановок и детских площадок. В комитете по благоустройству и комитете по градостроительству и архитектуре корреспонденту «БалтИнфо» сообщили, что очисткой граффити должны заниматься администрации районов и управляющие компании. Терпение последних, видимо, подходит к концу.
Как рассказали в пресс-службе Центрального района, граффитчики наносят огромный ущерб историческим зданиям. «Недавно полицейские проводили рейд и поймали в районе площади Восстания 13 таких художников. У нас даже созданы специальные „тройки“, чтобы в экстренном порядке замазывать антисемитские и нецензурные лозунги», — отметили представители района.
По их словам, граффитчиков легче взять под контроль, чем с ними бороться. Для этого в Центральном районе 2 раза в год проводится фестиваль граффити, а иногда художников просят закрасить «страшные» заборы.
Однако большинство компаний ведет открытую войну с граффитчиками. К примеру, петербургский «Горэлектротранс» отслеживает «хулиганов на транспорте», чем только подстегивает интерес бомберов к трамваям и троллейбусам.
Райтеры, между тем, в городские «разборки» не вмешиваются, предпочитая находиться над схваткой.
Наталия Кононова