Медленно, но верно: почему в РФ продолжают расти цены на бензин


Некогда пугающая россиян цифра — 30 руб. за литр автомобильного бензина — в ближайшее время может стать реальностью. По мнению экспертов, уже к концу этого года средняя стоимость топлива в России достигнет этой отметки.
В подорожании топлива аналитики винят высокие цены на нефть, налоги и жадность нефтяных компаний. Расхлебывать последствия роста цен на бензин придется не только автомобилистам-любителям: топливная инфляция может отразиться на всех сферах жизни, включая продукты питания.
Восходящая динамика
Стоимость бензина и дизельного топлива в России продолжает расти, несмотря на попытки властей стабилизировать ситуацию. Каждую неделю статистические ведомства фиксируют уверенное повышение на 0,1-0,3%. В результате с начала года стоимость автомобильного топлива в среднем выросла на 14,4%. Причем наиболее дешевого — низкооктанового A-76 — на 21%, а высокооктанового — в пределах 11-12%.
Во многих регионах стоимость автомобильного топлива уже тестирует отметку в 30 руб. за литр. Особенно высоки цены на востоке России. Например, в Чите АЗС отпускают бензин в среднем по цене более 30 руб. за литр, в Якутске и Петропавловске-Камчатском — более 33 руб., но самые высокие цены в Анадыре — более 40 руб. за литр. Причем уже сейчас есть все основания полагать, что в скором времени по таким ценам придется покупать бензин не только удаленным регионам. Эксперты прогнозируют, что к концу года средняя стоимость бензина в России поднимется с нынешних 26,3 руб. до 30 руб.
По оценкам директора по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павла Строкова, большинство нефтяных компаний уже вывели на рынок премиальные сорта, которые оказываются дороже базового Аи-95. «Такая цена (30 руб.) вполне вероятна по базовому бензину Аи-95 до конца года. С сегодняшних 28,17 руб.», — отмечает эксперт. Причем если это не произойдет к концу 2011г., то в начале следующего года, в связи с ростом акцизов на бензин, преодоление психологической отметки в 30 руб. за литр случится точно.
Неутешительную динамику, скорее всего, продемонстрируют и цены на дизельное топливо. По оценкам аналитика ФГ БКС Андрея Полищука, в случае дефицита на рынке авиатоплива, который вполне может разразиться, дизель может существенно подорожать, и тогда его стоимость вплотную приблизится к Аи-95.
По самым скромным прогнозам, по итогам года рост цен на автомобильное топливо может составить около 14%. При наиболее пессимистичном развитии событий — 20%. Этот показатель почти втрое превышает официальную инфляцию, которую Минэкономразвития пока ожидает на уро вне 6,5%. «Цены на бензин в этом году растут быстрее инфляции, даже несмотря на все действия ФАС, которая пыталась их остановить», — констатирует аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев.
Эффект бабочки
Между тем вместе с растущими ценами на топливо будут увеличиваться и расходы россиян. Причем в категорию «риска» попадают не только автолюбители. «Цена бензина косвенно влияет на все продукты — начиная от хлеба и закачивая услугами. Россия — огромная страна, и расстояния закладывают высокие транспортные расходы (не менее 20%) в любом товаре», — признается Василий Колташов из ИГСО.
В свою очередь генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян отмечает, что повышение цен на топливо в любом случае — процесс болезненный. «Конечно же, в первую очередь это сказывается на себестоимости сельхозпродукции, продуктов питания и транспортных услугах и по цепочке — на всем, что имеет отношение к рознице и перевозкам», — говорит эксперт.
Пострадают от роста цен на топливо и грузовые автомобильные перевозки. В последнее время транспортники и так страдают от снижения объемов и обострившей конкуренции с железнодорожным транспортом. «В этой ситуации многие мелкие перевозчики, возможно, будут вынуждены уйти с рынка, а водители вновь будут проводить акции протеста», — констатирует заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов.
Логичное объяснение
Пытаясь хоть как-то объяснить столь стремительный рост цен на бензин, эксперты сходятся во мнении, что основное влияние на этот рынок оказывают сразу несколько факторов. Один из основных — это налоговая система. Государство вынуждено повышать сборы с отрасли, ведь почти половина бюджета России — нефтегазовая составляющая. Как отмечает аналитик ИФК «Метрополь» С.Вахрамеев, только акцизы на топливо в этом году увеличились в 1,5 раза. И впереди новый рост. По оценкам П.Строкова, рост акцизов может добавить как минимум 1 руб. к стоимости литра Аи-95 с начала года.
Нефтяники, в свою очередь, недовольны системой налогообложения и зачастую перекладывают свои издержки на плечи розницы. Однако пока свои расходы они с лихвой компенсируют за счет значительного роста цен на нефть, которая с начала года подорожала примерно в 1,3-1,5 раза.
Правда, парадокс заключается в том, что стоимость нефти сказывается и на автомобильном топливе. «Стремление нефтяных компаний привязать внутренние цены к ценам внешним в сложившихся условиях, с точки зрения бизнеса, вполне логично», — полагает Агван Микаелян. Однако обратная зависимость у этого процесса вряд ли будет наблюдаться, отмечают эксперты. Причем виной тому может стать как «жадность» нефтяников, так и слабеющий рубль. «Если мировые цены на нефть будут снижаться, то рост цен на топливо в России более всего вероятен в рамках ослабления рубля», — отмечает В.Колташов.
Дожить до марта
Несмотря на растущую стоимость бензина, ожидать каких-либо резких всплесков и кризисов на этом рынке в ближайшее время не стоит, полагают эксперты. По мнению аналитика С.Вахрамеева Федеральная антимонопольная служба активно применяла санкций против компаний, и сейчас они особенно осторожно подходят к вопросу роста цен, не допуская резких скачков. «Было заведено столько дел против всех нефтяных компаний, что они очень осторожно действуют», — отмечает эксперт.
Ограничивающим фактором может стать и введение новой системы налогообложения экспорта, которая предусматривает рост ставок для темных нефтепродуктов, что, по идее властей, должно стимулировать нефтепеработку внутри страны и ликвидировать дефицит топлива. Действенной мерой эксперты называют и заградительную пошлину на экспорт бензина, которая препятствует вывозу из России сырья для производствавысококачественного топлива за рубежом.
В числе временно сдерживающих увеличение стоимости топлива мер эксперты называют и предвыборную кампанию, которая, однако, завершится избранием нового президента в марте 2012г. Вот после этого ситуация может измениться. По решению правительства, тарифы естественных монополий в России будут подняты не с 1 января 2012г., как планировалось ранее, а с 1 июля. Как констатирует П.Строков, зачастую именно тарифы РЖД, трубопроводных компаний и стоимость электричества оказывают существенное влияние на стоимость производства топлива. «Именно в этот летний период и стоит ожидать некоторого увеличения стоимости бензина», — говорит П.Строков.
Государство нам поможет
До сих пор одним из ключевых регуляторов рынка топлива оставалось государство. Как только стоимость литра начинала резко увеличиваться, вмешивались правительство и антимонопольная служба, в результате стоимость бензина немного снижалась. Последствием подобного «регулирования» стали кризис на рынке топлива и его дефицит в ряде российских регионов, который разразился в середине 2011г. В числе пострадавших — автолюбители, платившие за бензин до 50 руб. за литр.
По оценкам экспертов, «ручное управление» так или иначе будет применяться и в дальнейшем. Правда, как полагает А.Микаелян из «Финэкспертизы», меры подобного управления могут быть действенными только временно, например для недопущения серьезного социального взрыва. В противном случае они опять приведут к возникновению кризиса.
Аналитики говорят, что само государство может быть не заинтересовано в ограничении цен на топливо. Как полагает В.Колташов, в условиях сырьевой экономики власти не заинтересованы всерьез противостоять им. «Правительство, пытаясь что-то удерживать, само же дает поводы для увеличения цен», — отмечает П.Строков. По его мнению, выходом из ситуации может стать развитие биржевой торговли топливом, которое создаст рыночные условия в этом секторе. Определенная работа в этом направлении уже ведется. К тому же до конца года можно будет увидеть результат, к которому приведут меры по резервированию топлива, применяемые в 2011г. впервые.
В противном случае, полагает С.Емельянов из Omnicomm, рост стоимости топлива может продолжиться. В результате, когда стоимость бензина и дизеля достигнет европейского уровня, российские производители нефтепродуктов могут столкнуться с конкуренцией со стороны высокотехнологичных европейских НПЗ.

Читать полностью:http://top.rbc.ru/economics/27/10/2011/622364.shtml

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий