В пояснительной записке к «Концепции сохранения Выборга», опубликованной на сайте министерства культуры, есть как минимум одна ошибка. В частности, там значится такой объект: «здание фирмы „Хакман и К°“, 1908 г. („Гранитный дворец“, ул. Северный Вал, 11, архитекторы У.Ульберг и А. Гюльден)». У здания фирмы другой адрес, а у Северного вала, 11 — другой архитектор и другая судьба.
Северный Вал, 11 — здание штаба корпуса, дом Хакмана — Северный Вал, 7. Штаб Корпуса горел этим летом, дом Хакмана — пока нет. Кстати, эта ошибка повторяется в другой части «Концепции», в «рекомендациях по регенерации территории». Там сказано: «Разработать проектные предложения по консервации и реставрации руинированных и находящихся в аварийном состоянии объектов культурного наследия в т.ч. „Жилой дом б. В. Хакмана“ (ул. Северный Вал, д. 11)» Думаю, это просто опечатка — но почему дважды?
К сожалению, не на каждом компьютере можно открыть тяжелый pdf-архив. А чтобы прочитать всё это — нужно располагать большим досугом, в случае, если это не нужно по работе. Вот, например, очень маленький фрагмент концепции: «Стилистика городской застройки отличается большим разнообразием и уникальным сочетанием нескольких европейских и российских стилей восьми веков. К наиболее важным для облика города относятся следующие:
— Северно-европейская средневековая архитектураXVI-XVII вв.
(дом Купца, дом Купеческой Гильдии, костёл Гиацинта, башня Ратуша).
Большой интерес представляют образцы шведской ахитектуры XVI-XVIIв. Это, как правило, двухэтажные здания с оштукатуренными белыми фасадами, лишёнными украшений, с высокими двускатными черепичными крышами.
— Русский классицизм XVIII-XIX вв. представлен собором Петра и Павла, Спасо — Преображенским собором, Дворцом наместника (ул. Сторожевой Башни, 27, 1779 — 1784 гг.) и Домом президента губернского суда (ул. Сторожевой башни, 25).
— Историзм кон. XIX- нач. XX вв., использовавший стилизованные приемы архитектуры североевропейских стран ганзейского союза, европейского ренессанса, барокко и классицизма.
Яркими представителями этого направления являются Здание городского музея (Крепостная ул., 2, архитектор Й.Блумквист, 1898 г.), Доходный дом купца Буттенгоффа, (Крепостная ул., д. 7, архитектор Й.Блумквист, 1888 г.), Дом Губернатора (ул. Крепостная 35, архитектор Ю. Аренберг, 1891 г.), два здания Объединенного Банка Северных стран (ул. Пионерская, 4, архитектор Ю. Аспелин, 1900 г. и ул. Пионерская, д. 2, архитектор К.Г. Нюстрем). В неоготическом стиле в 1893 году по проекту К. Диппеля был
Возведен Новый кафедральный собор (не сохранился).
— Национальный романтизм и модерн начала ХХ века-наиболее яркие здания в архитектурном облике Выборга, обладающие отдельными чертами «северного» модерна. Основной вклад в их проектирование внесли финские архитекторы — У. Ульберг, А. Шульман, П. Уотила и А. Гюльден, несколько важных для города зданий были построены по проектам крупнейших архитекторов из Хельсинки — Э. Сааринена, А. Линдгрена, К. Сегерштада, У. Нюстрёма.
Вот некоторые важнейшие постройки этого направления:
Рынок, 1904 г. (Северный Вал, 2, архитектор К. Сегерштад), здание фирмы «Хакман и К°», 1908 г. («Гранитный дворец», ул. Северный Вал, 11, архитекторы У.Ульберг и А. Гюльден), Жилой дом (ул. Крепостная, 11, 1904 г.), Дом Пиетенена, 1908 г., (Ленинградский проспект, 31, архитекторы Б.Юнг, О.Буманссон), здание фирмы «Хякли, Лаллукка и К°», 1906 г. (ул. Вокзальная, д. 7, архитектор А. Шульман,), Доходный дом Москвина, 1907 г. (просп. Суворова, 25, архитектор П.Уотила), Дом АО «Отсо», 1903 г. (Ленинградское шоссе, д. 1, архитектор А.Шульман), Здание финского банка, 1910 г. (проспект Ленина, 2, архитектор К.Г.Нюстрем), Жилой дом, 1907 г. (Ленинградский проспект, д. 9, арх. А. Шульман) и др.
— Функционализм. Важнейшим памятником эпохи функционализма в
Выборге является Здание библиотеки, возведенное в 1935 году по проекту всемирно известного архитектора А. Аалто. В этом же стиле построен комплекс зданий АО «Кульма», 1938 г. (пр. Ленина 20, архитектор О. Каллио), Архив, 1934 г.(ул.Штурма, д. 1, архитектор У.Ульберг), Музей изящных искусств, 1930 г. (ул. Ладанова, д. 1, архитектор У.Ульберг).
Сссылка — http://www.mkrf.ru/aktual/detail.php?ID=602783
При таком глобальном проекте должны работать все архитекторы, МЕНЕДЖЕРЫ и историки, кто может держать в руке карандаш и любит свой город… Наемные специалисты хороши для скорого оформления необходимых по закону документов для прохождения разного рода экспертиз.
Но организовать такую работу , во первых некому, а во вторых неохота.
Одно дело — курировать воссоздание одного объекта, другое дело- нести ответственность за неподъемный объем работ и финансов. Не тот масштаб. Не тот запал. Не то образование и воспитание.
Так что, если не будет аврального штаба(А времени уже на нормальную работу не остается- к 2018 году Концепция должна реализоваться полнностью?) и Мобилизации, нам надо свыкнуться, что все будет: А. По проекту, Б.Проект будет сделан в Москве, В.Контроль работ и их сдача будет происходить по Закону в организованном порядке., Г.Даже авторский надзор и гарантийное обслуживание будет.
ВОТ ТОЛЬКО КАКИМ СТАНЕТ ГОРОД? МОЖНО ЛИ БУДЕТ В НЕМ ЖИТЬ? И БУДЕТ ЛИ ОН НУЖЕН ТУРИСТАМ?