Генпрокуратура нашла массовые нарушения закона о безопасности на водном транспорте. Не прошло и месяца после катастрофы с теплоходом «Булгария», как Генпрокуратура обнародовала результаты проверки по всем судам, что плавают по рекам и озерам.
Главный упор был сделан проверяющими на то, насколько такие плавания безопасны. Общий вывод — плавать рискованно, потому как за порядком на водном транспорте следят из рук вон плохо.
Такой проверкой ведомство Юрия Чайки занялось по поручению президента России. Он сразу после того, как стали известны ужасающие масштабы трагедии на Волге, потребовал, чтобы надзирающее ведомство посмотрело с Уголовным кодексом в руках на все, что бороздит водные просторы.
Генеральная прокуратура РФ, выполняя поручение, привлекла к работе транспортных прокуроров и провела масштабную проверку исполнения закона о безопасности на водном транспорте. Картина получилась, мягко говоря, удручающая. О ситуации, сложившейся на отечественном водном транспорте, уже проинформирован президент Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин.
Про бардак на реках Генпрокуратура сказала мягче — «установлено, что обстановка на внутренних водных путях остается сложной». А вот дальше пошли просто шокирующие цифры — в России более 700 судов, перевозящих пассажиров старше 30 лет. По утверждению прокуроров судовладельцы очень часто совершенно безответственно относятся к поддержанию судов на плаву в нормальном техническом состоянии.
По части происшествий на воде нынешнее лето ставит печальные рекорды. Просто массовыми стали факты, когда суда уходят в плавание c неукомплектованными экипажами и без разрешительной документации.
Две последние по времени аварии с большими человеческими жертвами — переполненная пассажирами сверх нормы «Булгария» и утонувшая на Москве-реке «Ласточка», оказались банально перегружены. Прокуратура сформулировала это так — по всей стране в плавание уходят суда без учета предельной пассажировместимости, соответственно и без необходимых спасательных средств.
А ведь возят коммерсанты туристов, среди которых много детей. Как подчеркнули проверяющие — перевозка детей, не обеспеченных спасательными средствами, заведомо подвергает опасности их жизнь во время плавания.
В качестве примера такого опасного разгильдяйства прокуроры привели факт перевозки детей в Дальневосточном регионе. Там судно везло 94 ребенка из коррекционного детского дома. При этом на самом судне в наличии оказалось лишь 13 детских спасательных жилетов на всех.
В действительности список нарушений, на которые обратили внимание транспортные прокуроры, невероятно обширен.
Повсеместно проверяющие зафиксировали многочисленные вопиющие нарушения. Например, выяснилось, что в ходе эксплуатации судов используются несертифицированное спасательное оборудование и не соответствующие судовым документам двигатели. В Санкт-Петербурге, республиках Татарстан и Чувашия, Нижегородской области при перевозке пассажиров судовладельцы использовали навигационные приборы с контрафактным программным обеспечением на иностранном языке.
Наверное, самое главное, о чем говорят в прокуратуре, это то, что подобное стало возможным исключительно по причине практически полного отсутствия государственного контроля в этой сфере.
Речной регистр выдает свидетельства о годности к плаванию на те теплоходы, что судном назвать язык не поворачивается. Выявили прокуроры и случаи незаконного продления сроков действия классификационных свидетельств пассажирских судов и необоснованного переноса ежегодного переосвидетельствования на более длительный срок. Надо ли говорить, что и корыто с документами, как у линкора, и великолепные заключения на дырявую баржу даются не просто так.
Только после вмешательства прокуратуры некоторые из таких судов признаны непригодными к плаванию, а ранее выданные свидетельства аннулированы.
Результаты проверок, по мнению Генпрокуратуры, свидетельствуют о том, что деятельность территориальных органов Ространснадзора не отвечает предъявляемым требованиям.
Неблагополучное положение с безопасностью на водном транспорте, распространенность нарушений законодательства во многом стали возможными и вследствие недостатков нормативного правового регулирования.
Для исправления сложившейся ситуации Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес руководителей Речного регистра и Ространснадзора представления. В них требование обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства при исполнении полномочий в сфере безопасного плавания судов.
А министру транспорта РФ отправлено представление с требованием принять конкретные меры к совершенствованию нормативного правового регулирования.
Для устранения всех обнаруженных в ходе проверки нарушений транспортными прокурорами внесено более 550 представлений. Кроме этого к дисциплинарной и административной ответственности привлечено больше 800 виновных граждан.
В суды направлено около 500 исковых заявлений. Более 20 материалов направлено в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
Например, в Хабаровске по материалам прокурорской проверки о неправильной перевозке детей возбуждено уголовное дело. Его расследуют по статье 238 УК РФ — производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих безопасности.
Надо сказать, что сейчас в стране уже расследуются 6 уголовных дел по фактам злоупотребления полномочиями в коммерческой организации, служебного подлога, а также оказания услуг, не соответствующих требованиям безопасности потребителей.
Наталья Козлова «Российская газета» — Федеральный выпуск №5545 (169)