Судебные приставы через пару недель получат доступ к информации операторов связи о должниках. Документ о сотрудничестве подписан главным судебным приставом страны Артуром Парфенчиковым, сейчас бумага согласовывается с «большой тройкой».
На сегодняшний день у приставов есть полномочия по сбору и использованию данных о личности и имущественном положении физических лиц. Однако они не всегда могут получить нужную им информацию, поскольку персональные данные охраняются специальным законом.
По словам директора Федеральной службы судебных приставов Артура Парфенчикова, информирование должников посредством звонков приставов более чем эффективно — после этого долги соглашаются погасить до 30 % клиентов. Кроме того, приставы могут получить информацию об обороте средств на конкретном телефоне — узнать, сколько платит за услуги мобильной связи «их» должник и сделать вывод о его платежеспособности.
До недавнего времени отношения судебных приставов и мобильных операторов были не самыми дружественными. В своем противостоянии обе стороны ссылались на законы и считали себя правыми.
Приставы в качестве аргумента называли ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для граждан, организаций, госорганов местного самоуправления. Кроме того, требования эти нужно неукоснительно выполнять на всей территории России. Также в «арсенале» приставов имеется ст.12 ФЗ «О судебных приставах», которая позволяет им получать нужные справки и документы при совершении исполнительных действий.
У операторов мобильной связи иные аргументы. Они нередко ссылаются на Федеральные законы «О связи» и «О персональных данных», по которым сведения о клиентах и оказываемых им услугах являются конфиденциальными. Без согласия абонентов данные можно предоставлять лишь госорганам, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают безопасность страны.
Представители сотовых операторов до недавнего времени считали, что судебные приставы к упомянутым организациям не относятся, поэтому предоставлять конфиденциальные сведения компании им не обязаны. Так, около года назад петербургская прокуратура внесла представления в адрес руководства Северо-Западного филиала «Мегафона» и филиала МТС. Поводом стал отказ компаний предоставить доступ приставам к личным данным клиентов.
Персональная информация абонентов нужна была для того, чтобы взыскать долги, а также направить должникам sms-уведомления с напоминанием об имеющейся задолженности. После этого в закон «О персональных данных» была внесена поправка, согласно которой операторы мобильной связи обязаны предоставлять данные об абонентах судебным приставам.
Однако консенсус, похоже, окончательно будет достигнут к концу мая, когда появится единый для всех регионов документ.
«С моей стороны документ подписан, сейчас он на стадии подписания мобильными операторами. Думаю, эта процедура будет закончена уже к концу мая, — заявил на сегодняшней встрече с журналистами Артур Парфенчиков. — Вопрос чисто технический».
По его словам, пока на диалог с приставами пошли только «МТС», «Мегафон» и «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), то есть операторы «большой тройки».
Договоренность с региональными операторами — вопрос времени, считает главный судебный пристав страны.
В Управлении ФССП по Петербургу о готовящемся документе узнали сравнительно недавно, но уверены, что он поможет приставам в работе. Представители ведомства не уточнили, с кем из операторов, работающих в Петербурге, но не входящим в «большую тройку», заключен такой договор, посоветовав дождаться итогового документа.
Петербургские представители операторов «большой тройки» пока неохотно комментируют готовящуюся бумагу.
«К нам нечасто поступают такие запросы. Отвечая на них, МТС действует в полном соответствии с требованиями законодательства. На основании вступившего 10.08.2010 Федерального закона № 213-ФЗ от 27.07.2010 »О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в ответ на запросы ФССП МТС до настоящего момента предоставляла ФИО абонентов и номера телефонов, зарегистрированных на данных абонентов«, — сообщили корреспонденту »БалтИнфо« в филиале ОАО »МТС« »Северо-Запад».
Добавим, что от идеи взыскания долгов через абонентские счета должников судебные приставы решили отказаться. По словам Парфенчикова, такая система неэффективна, прежде всего, потому что большинство должников кладут на счета не такое большое количество средств, чтобы можно было покрыть долг по кредиту, алиментам или штраф ГИБДД.
Ирина Никитина