Что лучше: школа 1960-80-х — с пионерией, с бесплатными кружками, с обязательным сбором макулатуры, с невкусными обедами в неприятно пахнущей столовке? Или школа XXI века — с ЕГЭ, с гигантскими тратами на форму и учебники?
Лучшая школа — какая?
Требования родителей первоклашек к школе за много лет мало изменились. Раньше большинство детей отдавали в ближайшую, приписную, школу — это было удобно. Играло роль и то, что во всех школах обучали по единой программе, поэтому отвозить ребенка учиться на другой конец района не имело смысла. С другой стороны, всегда были и родители с повышенными требованиями к образованию своих чад — такие отдавали детей в специализированные школы. Юрий Кузьмин (62 года) рассказывает, что ему в 1960-х годах приходилось ездить в математическую школу 10 остановок на автобусе, хотя рядом с домом было несколько общеобразовательных школ. Он отмечает, что в специализированную школу в те времена мог поступить без каких-либо тестов любой ребенок. Бытовые условия раньше волновали родителей так же, как и сейчас. Елена Кузьмина (64 года) предпочла в 1980-х годах отдать детей в школу с современным зданием и бассейном. Договариваться пришлось лично с директором.
Сегодня многие родители также говорят о том, что самое важное в современной начальной школе — близость к дому и хороший учитель. «Для родителей первоклассников, на мой взгляд, немаловажно, чтобы школа находилась вблизи от дома. Это если нет нянь, гувернанток, бабушек, — считает Вита Булдыгина, мама двух школьниц. — Ребенок, привыкнув ходить в школу, сможет самостоятельно добраться до дома уже через два-три месяца. Я считаю, что даже в самую лучшую и престижную школу можно поступить и после 4-го класса. Первый учитель воспитывает в ребенке желание получать знания, открывать для себя новые миры».
Когда речь заходит о средней и старшей школе, современные родители более мобильны и их требования многообразнее, чем у старшего поколения: они готовы возить ребенка на транспорте в другой район, в лучшую школу, чем приписная, по многим причинам. Это может быть неподходящая конкретно их ребенку образовательная программа, некорректное поведение директора, плохие отзывы о школе. Все меньше родителей готовы отдать своего школьника в «просто школу» — как правило, сегодня ищут альма-матер с какой-нибудь специализацией, считая, что уровень обучения в ней должен быть выше, чем в обычной школе. Ради того, чтобы школа соответствовала их представлениям, родители готовы терпеть неудобства.
Арина Романова несколько лет назад выбирала школу для дочки: искала то, чего ей самой не хватало в детстве. Она оценивала учебное заведение по тому, насколько уважительно, чутко, мудро и осторожно относятся к детям учителя и директор, насколько свободны ребята в этой школе. «Наличие практических занятий, труда для рук и фантазии тоже играло важную роль, так как без практики теория — ничто, — говорит Арина. — Смотрела, насколько дружны дети между собой и с учителями, вглядываясь в лица тех и других, искала тепла, радости, умиротворения».
Почем нынче школьник?
То, что поражает бабушек современных школьникови иной раз вводит в ступор родителей — денежные суммы, которые необходимо потратить, чтобы собрать ребенка в школу. Елена Кузьмина утверждает, что в 1980-х годах покупка школьной формы, ранца, а тем более ручек и пеналов мало отражалась на семейном бюджете. Сегодня «упаковка» для школьника из семьи со средним доходом — серьезная строка расходов, которую надо планировать задолго до 1 сентября. К покупке формы, специального ранца с ортопедической спинкой, канцелярии необходимо приплюсовать плату за завтраки и обеды, охрану в школе, взносы на ремонт класса и оргтехнику, платные кружки, экскурсии, подарки одноклассникам и учителям, школьные праздники. В некоторых школах есть платные предметы. Школа XXI века — коммерческое предприятие, получающее значительную долю материальных вливаний из кармана родителей. Самые значительные траты — в первом классе, но на начальной школе они не заканчиваются. Вита Булдыгина, которой нужно подготовить к школе двух дочек, учениц средней школы, подсчитала свои школьные расходы в течение года.
Школа XXI века — коммерческое предприятие, получающее значительную долю материальных вливаний из кармана родителей.
«У каждого ребенка школьный дресс-код — деловой костюм: пиджак + брюки + юбки + блузки + бадлоны + колготки = приблизительно 15 тысяч рублей. Можно и больше потратить: зависит от того, кто какую одежду покупает.
Учебники — 5-6 тысяч, в этом году обещали от государства дотации школам, но к концу мая деньги не дошли, поэтому родителям пришлось все равно сдавать.
В родительский комитет (экскурсии, подарки и прочее) — 1 тысячу в месяц х 9 месяцев = 9 тысяч.
Обеды детей в школе — по 100 рублей в день(минимум) = 2 500 в месяц x 9 месяцев = 22 000 рублей.
Проездная карточка — 400 рублей в месяц х 9 месяцев= 3 600 рублей.
Итого: 15 + 6 + 9 + 22 + 3,6 = 55,6 рублей. В моем случае эта цифра умножается на два — итого 110 тысяч рублей в год на школу. При средней зарплате петербуржца 25-35 тысяч — две зарплаты на одного ребенка, четыре — на двоих! Дети — дорогое удовольствие».
Родителям приходится постигать науку экономии.»Стараюсь распределять школьные траты по времени: форму, обувь покупаю на вырост, канцелярию приобретаю про запас», — рассказывает Ирина Бархалова, мама двух сыновей.
Сколько стоит собрать первоклассника в школу (минимум):
Школьная форма — от 3 000 рублей.
Сменная обувь — от 1 500 рублей.
Ранец с ортопедической спинкой — от 3 000 рублей.
Канцелярия — от 2 000 рублей.
Спортивная форма для физкультуры — от 1 500 рублей.
Учебники и рабочие тетради — от 3 000 рублей.
Букет на день знаний — от 500 рублей.
Итого: 14 500 рублей.
Страшный зверь по имени ЕГЭ
Когда речь заходит о том, что отличает современную школу от старой, родители в первую очередь говорят о снижении качества образования. Основные виновники — образовательные программы, к которым у взрослых часто возникают вопросы, и страшный монстр современного образования, от которого «воют» родители, — ЕГЭ.
Родители отмечают: в современных программахмного нелогичного, ненужного. «По математике в первом классе дети уже решают уравнения, и это при том, что они еще толком считать не умеют, — рассказывает Елена Калайдова, мама двух школьниц. — С самого первого дня детям вдалбливают понятие „закономерность“. Задачи иной раз вообще не поддаются никакой логике. Очень не нравится предмет „Окружающий мир“. Все, что можно, запихали туда. За два года обучения дети уже прошли и что-то из географии, и что-то из астрономии, и что-то из физики. Я понимаю, что нынешнее поколение нельзя сравнивать с нашим. Но, глядя на своего ребенка, вижу, что он не готов еще воспринимать такую информацию, или просто надо как-то по-другому ему ее преподносить».
ЕГЭ, по мнению современных родителей, учит не мыслить, рассуждать, а выбирать верный ответ из перечня предложенных. В старших классах не учат, а тренируют ставить галочки в тестах.
«У меня нет ощущения целостности программ, — говорит Ирина Бархалова. — Мало времени уделяется основным предметам — математике, русскому языку, литературе, иностранному. ЕГЭ — это зло. Обучение в старших классах сводится к натаскиванию на ЕГЭ, а „сливы“ и скандалы, связанные с ним, лишают подростков веры в справедливость».
«В России всегда было отличное образование, которое ценилось за рубежом, а что сейчас? — задает риторический вопрос Марина Петрова, мама ученицы средней школы. — Лично я мечтаю, чтобы мой ребенок учился за границей, в идеале — в Англии. Но если бы оставалась наша прежняя школа и наши университеты — я бы оставила ребенка тут».
«С ужасом думаю о том, что в следующем году моей старшей дочери сдавать ЕГЭ и поступать в вуз, — говорит Елена Калайдова. — Обидно, что кто-то заплатит и приедет поступать с высоким баллом. С помощью ЕГЭ знания проверить нельзя. Наша программа была хорошая, и я не понимаю, зачем было все ломать, переиначивать, стремиться быть похожими на американцев».
Наша программа была хорошая, и я не понимаю, зачем было все ломать, переиначивать, стремиться быть похожими на американцев.
Между тем, влияние ЕГЭ на снижение уровняобразования пока никем не доказано. Некоторые родители не видят в ЕГЭ врага. Сергей Петров, отец 16-летней школьницы, считает, что причина оскудения знаний у современных детей — в их увлечении интернетом вместо книг. «Дети мало читают, поэтому они боятся ЕГЭ, который построен как раз на уровне общей эрудиции. В свое время у моего преподавателя по музыке был тест для каждого ученика: назвать 15 республик Союза и их столицы. Уже в конце 1980-х мало кто это проходил, а сейчас спроси… Гагарина практически не знают, а назови Циолковского — услышишь массу интересного». Можно много спорить о том, кто должен приучать к чтению — родители или школа, факт в том, что для начитанного ребенка с высоким IQ ЕГЭ — всего лишь формальность.
ЕГЭ попортил немало нервов детям и их родителям в последнее десятилетие, но зато мы получили возможность выбирать образовательную программу конкретно для нашего ребенка. Школы стали лучше оснащены, а электронные дневники позволяют беспроблемно контролировать успеваемость ребенка. Правда, учителя старой школы не всегда успевают овладеть техническими новшествами.
Родители за партой
Взаимоотношения родителей и учеников с учителями вроде бы кажутся второстепенной проблемой, но, когда вчерашний детсадовец обретает статус школьника, не только он, но и его родители начинают понимать, что школа — не просто место, где дают знания, а целый мир с собственными правилами, в который родители втягиваются все больше и больше. Помимо того, что современные родители вынуждены материально помогать школе, они активнее участвуют и в образовательном процессе. Елена Калайдова рассказывает, что ей приходится несколько часов проводить вместе с дочерью за домашними заданиями. По ее словам, современные учебники составлены из заданий без объяснения темы, поэтому ребенок не может решить задачу самостоятельно. Много времени уходит на то, чтобы маме найти в интернете или книгах тему, а потом доступно объяснить ее ребенку и вместе сделать задание. «Уроки делаем иной раз по шесть часов. Ребенок очень устает в школе и дома не успевает отдохнуть. Вот я не работаю уже два года и понять не могу, как справляются работающие родители. Ведь наша учительница говорит, что родители обязаны помогать ребенку делать домашнее задание. И, кстати, так получается, что ребята, с которыми родители занимаются, учатся лучше других», — говорит Елена.
Благодаря мобильной связи и социальным сетямучителя стали доступнее для родителей, которым теперь необязательно ждать родительского собрания, чтобы получить информацию о своем ребенке или обсудить дела класса. В то же время дистанция между учителями и учениками увеличивается, школьные отношения становятся жестче. Многие родители рассказывают о том, что с детьми в школе теперь не нянчатся — есть тенденция, когда вместо того, чтобы дать возможность неуспевающим подтянуться, исправить плохие оценки, их отчисляют, чтобы улучшить школьные показатели.
«Родители втянуты в школьную жизнь по принципу»дал денег — до свидания», — считает Сергей Петров. — Например, в мое время классная руководительница регулярно обходила семьи учеников. Сегодня такого нет».
С другой стороны, многие петербуржцы среднего возраста и старшего поколения отмечают, что современные школьники не испытывают должного уважения к учителям, а родители, в наше время хорошо изучившие свои права, не стесняются выяснять отношения с педагогами и администрацией школы. «В наше время не было такого, чтобы родители имели претензии к учителям, — говорит Юрий Кузьмин. — Скандалов не было. Ученики не выводили преподавателей из себя, мы уважали их, это заслуга мировоззрения наших родителей». Молодые родители, наоборот, считают плюсом умение отстаивать свои права, которое пригодится и их детям в «большой жизни». Вопрос только в том, насколько цивилизованно родитель и его ребенок доказывают свою правоту — не путают ли они отстаивание своей позиции с хамством и оскорблениями.
Будь готов! К чему?
Старая школа у взрослых людей ассоциируется с пионерской организацией. Прийти в школу без пионерского галстука было равносильно хулиганству. Пионерская организация решала, достойная ли ты личность: этот вопрос разбирали на собраниях и линейках. Пионерия организовывала досуг, водила в туристические походы и устраивала зарницы. Сейчас пионерии нет, единой идеи, вдохновляющей на подвиги детей, тоже, и родители относятся к этому по-разному.
«Сейчас каждый ребенок — самостоятельная личность, и это здорово, — говорит Марина Дроздова, мама второклассницы. — Раньше был важнее коллектив, а теперь это правило не всегда работает. Не думаю, что пионерская организация сейчас была бы нужна, скорее — какие-то объединяющие интересы, для каждого класса свой, хобби — чтобы все исходило от самих детей, а учитель и родители только помогали в этом направлении».
«Пионерия — это было гнусно и лицемерно, — считает Арина Романова. — Ничего похожего сейчас в школе нет и не надо».
«Я думаю, было бы неплохо опять придумать что-то подобное, — возражает Елена Калайдова. — Пусть это будет называться как-нибудь по-другому, но за основу можно взять то, что было у нас. В нашем классе учительница придумала поделить детей на команды, и в течение всего года они соревновались между собой и набирали баллы».
«Идея пионерской организации, конечно, устарела, — говорит Ирина Бархалова. — Двумя руками за детскую общественную организацию, но без насильственного участия и политангажированности. К сожалению, ничего подобного в нашей школе нет».
Как бы то ни было, какие бы проблемы ни приходилось преодолевать современным взрослым в своем советском прошлом, сегодня они вспоминают свои школьные годы как самые счастливые.
Плюсы и минусы школьного образования раньше и сейчас (по мнению родителей):
Раньше:
— Неказистая, единая для всех школьная форма
— Плохое питание
— Необходимость быть октябренком и пионером, политическая ангажированность
— Сбор макулатуры, металлолома
— Политинформация
— Лыжи
+ Единая образовательная программа
+ Бесплатные кружки
+ Ремонт школы, учебники — за счет государства, минимум трат со стороны родителей на школу
Сейчас:
— ЕГЭ, ориентированность образования на тест
— Поборы в школах на ремонт, оборудование
— До сих пор родители платят за учебники
— Родители вынуждены много времени отводить на помощь с уроками
— Отсутствие объединяющей идеи взамен пионерской
— Тесты при поступлении в «престижные» школы даже для учеников младшей школы
— Плохое питание, вредные «снэки» в школьных буфетах
+ Возможность подобрать ребенку подходящую образовательную программу
+ Бесплатные и платные кружки
+ Младшие школьники оставляют учебники в школе (нет проблемы тяжелых ранцев)
+ Красивая школьная форма
+ Новые технологии делают связь с классным руководителем оперативной, уроки более наглядными
Ольга Кирсанова
А как Вы участвуете или когда-то участвовали в школьной жизни ребенка?