В ближайшее время российских граждан и бизнес ждет ряд неприятных налоговых нововведений. В частности, Минфин России предлагает предоставить право субъектам Федерации с 2015 года ввести налог с продаж со ставкой от 3 до 5%. Это уже третья попытка ввести этот налог со времен СССР. Первая такая попытка была предпринята еще в 1991 году при Михаиле Горбачеве, в результате чего налог с продаж получил название «горбачевский». Второй раз он действовал совместно с налогом на добавленную стоимость с 1998 до 2004 года, пока не был признан Конституционным Судом не соответствующим Основному закону страны, так как совместно с НДС, по сути, реализовывал двойное налогообложение одной и той же базы. Сейчас предпринимается третья попытка ввести налог с продаж, хотя это и противоречит объявленному властями курсу на создание комфортных условий для ведения бизнеса в стране и на улучшение инвестиционного климата. Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что реализация инициативы, идущей вразрез с действующим законодательством, приведет к существенному повышению цен и резкому росту инфляции, а также будет способствовать дальнейшему уходу бизнеса в серую зону.
Правительство РФ, несмотря на прежние заявления, всерьез рассматривает возможность повышения налогов для бизнеса и населения. С 2015 года в России предлагается ввести налог с продаж (до 5%), с 2016 года — плоскую шкалу при уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). В ближайшие годы также могут вырасти ставки налога на добавленную стоимость (НДС, 18% в настоящий момент) и налога на доходы физлиц (НДФЛ, 13%). Об этом на днях заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, экономический блок кабмина ищет возможность наполнить бюджеты регионов ресурсами. Рассматриваются разные предложения: от введения налога с продаж — это порядка 200 млрд. рублей (поступлений в год) — до повышения на 1-2% ставки НДФЛ или введения прогрессивной шкалы. По словам главы Минфина, эти предложения прорабатываются, но нужно определяться до осени, чтобы принять решения до конца года.
Г-н Силуанов считает, что эти меры позволят привлечь дополнительные средства в федеральный бюджет. Кроме того, Минфин ставит задачу поднять собираемость НДС с 94 до 98%. Правительству также предложено уравнять налогообложение доходов от дивидендов (9%) со ставкой НДФЛ (13%).
После того как бизнесу ранее пообещали облегчение фискального гнета, сейчас начинается новая дискуссия о будущем повороте государственной политики в налоговой сфере, призванном залатать бюджетные дыры, наполнить казну доходами на фоне введения международных санкций и бегства капитала из страны. Кроме того, пока экономика стагнирует, Россия ввязалась в небывалую со времен холодной войны гонку вооружений, что аргументируется сейчас обострением международной обстановки и ростом внешних угроз. На перевооружение армии до 2020 года выделят астрономическую сумму в 20 трлн. рублей, что значительно превышает годовой бюджет страны (14-15 трлн.).
Новый налог с продаж, по данным Минфина, это налог, который взимается со стоимости реализованных физическим лицам товаров, а также работ и услуг на территории субъекта Российской Федерации. По данным ведомства, введение налога с продаж даст региональным бюджетам дополнительно 194,8 млрд. рублей в 2015 году, 210,7 млрд. рублей в 2016-м и 230 млрд. в 2017 году.
По словам экспертов, данный налог подлатает бюджет, но при этом ударит как по бизнесу, так и по потребителям. «Непонятно, как налоговики собираются контролировать более одного миллиона торговых точек малого и среднего бизнеса, которые скоро вынуждены будут детально отчитываться о всех своих продажах. В то время как налоговикам придется раздувать свой штат, бизнес продолжит закрываться и уходить в тень, в результате для бюджета будет получен обратный эффект. Прежде всего введение налога с продаж отразится на покупателях. Цены повысятся минимум на налоговую ставку (до 5%), которая будет вводиться в конкретном регионе, — сказал „НИ“ председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Менее болезненно для населения было бы, например, поднять акцизы на сигареты. А так пострадают и предприниматели, и население, которым придется расплачиваться за то, что российский бюджет трещит по швам. Кроме того, россияне не понимают, на что идут повышенные налоги. В Швеции и Дании налоги выше, но там существует и нормальное здравоохранение. У нас же все деньги уходят на некие эфемерные „стройки века“, смысл которых людям совершенно непонятен и от которых они мало что получают».
Власти говорят, что введение налога с продаж — это прерогатива регионов. Об этом напомнил 9 июля тогда еще замглавы Минэкономразвития (МЭР) РФ Андрей Клепач. «Что касается налога с продаж, то это право регионов, это не обязательство. Учитывая те большие дефициты, которые были и в прошлом году — 640 млрд. рублей, на этот год ожидается около 800 млрд. рублей, их надо как-то финансировать, поэтому это такая вынужденная мера», — отметил чиновник.
Специалисты убеждены, что новый налог введут почти все субъекты, особенно имеющие большой бюджетный дефицит. «Налог с продаж в регионах России попросту убьет тот бизнес малого и среднего уровня, который еще пытается работать. Компании будут вынуждены перекладывать налоговые платежи на плечи покупателей, чья активность в рознице и так невысока. За 1-е полугодие 2014 года покупки продуктов питания выросли в РФ на 0,1%, хотя здоровый их прирост — около 2-4%. И это без дополнительной налоговой ставки. Бизнес будет стараться уйти в тень, и для российской экономики это, естественно, плохой сигнал. Что касается социальных взносов, то эта среда как была некомфортной для малого и среднего бизнеса, так и осталась такой же. Почему бы не попробовать принцип налоговых и социальных каникул для начинающего бизнеса, с тем чтобы дать ему возможность встать на ноги? Но в России пока не делается шагов навстречу стартующему бизнесу», — сказала «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.
«Это новый налог с большим числом долгоиграющих последствий. Его принятие будет большой ошибкой для экономики в целом, поскольку он увеличит объем налогового администрирования налоговых органов и увеличит объем бухгалтерской работы налогоплательщиков. Кроме того, появление налога с продаж однозначно приведет к массовому уходу индивидуальных предпринимателей и малых компаний в теневой сектор, а это потеря налоговых поступлений. В России роль малого бизнеса в экономике страны меньше, чем в Европе, но при небольшом вкладе в бюджет малый бизнес крайне значим для инноваций и развития страны. Данные налоговые новации будут негативно восприняты малым и средним бизнесом РФ», — согласился в беседе с «НИ» доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности РАНХиГС Дмитрий Тихонов.
Кроме очевидных негативных последствий для населения и бизнеса, эксперты отмечают и незаконный характер данной инициативы. «Конституционный Суд еще в 2004 году признал введение налога на продажи двойным налогообложением, поскольку он действовал наряду с НДС. В связи с инициативой правительства по введению налога с продаж Конституционный Суд должен дать свои разъяснения. Двойное налогообложение противоречит не только российскому законодательству, но и международным стандартам, — сказал „НИ“ председатель Московской коллегии адвокатов „Европа — Азия“, член международного союза адвокатов Теюб Шарифов. — Кроме того, эта мера идет вразрез с декларируемыми властями планами по улучшению инвестиционного климата. Бизнес отреагирует на эту меру тем, что продолжит уходить в тень. Во всем мире налоговая нагрузка на средний и малый бизнес не превышает 5-10%, у нас же навесили НДС, повышенные страховые взносы. Понятно, что государство пытается повысить налоги, чтобы закрыть бюджетные бреши, но мера эта вызовет ровно противоположный эффект — бизнес продолжит закрываться либо скрываться, а затраты в итоге будут переложены на плечи потребителей».
«Регионы смогут выиграть от налога с продаж 200 миллиардов рублей. Таким образом федеральные органы пытаются помочь региональным властям получить прибыль. Если сейчас правительство примет закон, разрешающий регионам вводить на своей территории налог с продаж, то такая инициатива всколыхнет все население России. Понятно, что основная цель данной меры — поддержка региональных бюджетов. Но вводить сейчас „горбачевский налог“ в разгар кризиса и растущей инфляции — несвоевременно», — сказала «НИ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.
Сергей Путилов