Всемирный банк в докладе об экономике России снизил оценку стоимости содержания и ремонта автотрасс более чем в два раза. Однако найти качественные дороги с таким финансированием практически невозможно.
В первоначальном варианте доклада содержались данные, которые немало удивили дорожников. Оказывается, на содержание дорог расходуется от 25 до 50 тысяч долларов за один километр. Таких дорогущих участков дорог в стране вообще не существует. С просьбой пересмотреть эти данные российские дорожники и обратились во Всемирный банк.
Как пишет «Российская газета», глава Росавтодора Анатолий Чабунин пояснил, что была проведена совместная экспертиза, в итоге вышло, что стоимость ремонта и содержание дорог в России и Финляндии практически одинаковы, а не дороже, как утверждалось ранее. В пересчете на один километр — для федеральных и региональных дорог она составила 8 тысяч 038 евро на один километр дороги в 2010 году в России.
По словам Чабунина, такая значительная разница возникла из-за различного подхода к подсчетам расходов. Изначально ВБ опирался на официальные нормы трат (то есть, сколько необходимо выделять денег на дороги, чтобы привести их в хорошее состояние), а не на реальные расходы. Цифра оказалась существенно ниже в том числе и потому, что дороги в России поддерживаются в нормативном состоянии не на сто процентов. Федеральные трассы только в этом году на 60 процентов станут соответствовать нормативам, пояснил Чабунин.
В случае с Финляндией стоимость содержания дорог на один километр в 2008 году составила 7274 евро для всех типов дорог. Причем там учитывались и расходы на муниципальные дороги. Если же учесть расходы на ремонт и наших местных дорог, то стоимость содержания в целом по России упадет до 3,5 тысячи евро за километр, считает Чабунин. Потом, затраты на содержание дорог в пересчете на один километр дорог в России включают в себя как текущий, так и капитальный ремонт, в то время как в Финляндии аналогичный показатель включает лишь текущий ремонт. При этом, в соответствии с данными World Economic Forum, среди 139 стран Финляндия занимает 13-е место по состоянию дорог, в то время как Россия — 125-е место.
В качестве источников финансирования ремонта и содержания дорог Всемирный банк рекомендует обратить еще большее внимание на налоги на горюче-смазочные материалы, которые во всем мире являются главным инструментом ценовой политики в транспортном секторе. В России эти налоги сохраняются на относительно низком уровне. Продуманное их повышение может обеспечить получение достаточного объема доходов для финансирования содержания дорожной сети.
А вот на строительство дорог надо будет искать другие источники, отмечает издание. Всемирный банк советует обратить внимание на схему работы дорожных фондов ряда стран, а также кардинально пересмотреть правила закупок: только в России существует практика размещения заказов на проведение строительных работ через обратные аукционы, когда продавцы соревнуются за право заключения контракта, предлагая как можно более низкую цену, а насколько она соответствует реальности, не имеет значения. России рекомендуется внедрение практики заключения контрактов на выполнение работ по содержанию дорог с учетом конечных результатов, когда при размещении заказов на содержание автомобильных дорог определяются конкретные работы, подлежащие выполнению, а оплата производится за выполненный объем работ.