«Агрикола» сменила «Зарю»

«Агрикола» сменила «Зарю»

Новые инвесторы пушного зверохозяйства вкладываются в норку и соболя

Экскурс в прошлое: торговля пушниной составляла 40 процентов валютного оборота Советского Союза. Неудивительно, что развитию звероводства в СССР уделялось огромное внимание. В зверосовхозах и кооперативах выращивали песцов, енотов, норок, бобров, хорьков, шиншилл, нутрий, лисиц, ондатр, а главное, соболей. Русский соболь традиционно считался лучшим в мире. И сейчас ситуация не изменилась, а вот наша норка, к сожалению, уступает по качествам финской и датской.

Об этом журналисты узнали в посёлке Кирпичное, где располагается зверохозяйство ООО «Агрикола» (бывший зверосовхоз «Заря», затем – ООО «Северная пушнина»). Пресс-тур был организован областным правительством с целью показать журналистам, что пушное звероводство после экономического лихолетья 90-х и нулевых годов постепенно встаёт на ноги. Хотя, конечно, о былых показателях мечтать пока не приходится.

Если говорить о звероводстве Ленинградской области, то лишь в Выборгском районе действовали четыре зверохозяйства – в Ермилове, Камышовке, Пушном и вышеупомянутом Кирпичном. Сейчас осталось только два – «Агрикола» и ООО «Север» (в прошлом – зверосовхоз «Авангард»). На весь 47-й регион – только 3 предприятия (включая выборгские), специализирующиеся на выращивании пушного зверя.

Про прежние достижения «Зари» уже успели забыть. А ведь зверосовхоз, основанный в 1959 году на базе отделения “Кирилловское” птицесовхоза и колхоза “Восход”, в 1991 году являлся хозяйством-миллионером и градообразующим предприятием для Кирпичного. Только основного стада норок насчитывалось 30 тысяч особей. А ведь ещё выращивали соболей, енотов, песцов.

Перестройка безжалостно расправилась с областным звероводством: корма резко подорожали, как и кредиты в банках. В советское время и цены были в пределах нормы, и кредиты реальные. Прибыль же звероводы получают лишь раз в год, после забоя зверей и продажи шкурок. Нельзя забывать про финансовый кризис 2008-2009 годов и страшную засуху в 2010 -м, когда корма ценились на вес золота. Вот и сократилось звероводство до минимума.

«Зарю», преобразовавшуюся в ООО «Северная пушнина», проблемы тоже не обошли стороной. Ещё недавно будущее хозяйства было как в тумане: счета фирмы арестованы, даже на зверей в рамках обеспечения исполнительного производства наложили арест. Долги бывших владельцев составляли около 500 миллионов рублей. Пришлось резко сократить поголовье. Как в сказке, спасение пришло в виде добрых людей, в данном случае инвестора – ООО «Агрикола». А «Северная пушнина» сейчас находится в стадии банкротства.

— В предприятие уже вложено порядка 60 миллионов рублей, работникам (около 100 человек) выплачены долги по зарплате за последние полгода. В ближайшие три года планируем инвестировать в производство ещё 130 миллионов рублей. Деньги пойдут на обновление стада норки и соболя, строительство норковой фермы и закупки оборудования для её обслуживания, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Агрикола» Пётр Рафальский. Кстати, в 2015 году «Агриколе» присвоен статус «племенного репродуктора».

Также запланирована реконструкция шедового хозяйства (шедовая система представляет собой навес с сгруппированными под ним одно- или двухъярусными клетками, на вид шед похож на прямоугольный сарай – С.К.). В дальнейшем инвесторы не исключают существенного расширения поголовья: до 20 тысяч голов основного стадо норок и до 15 тысяч – песца. Но это, если всё будет хорошо. Ведь расходы на выращивание соболя окупятся только через пять лет. С норкой проще – затраты могут отбиться уже через год. Есть в «Агриколе» и небольшое стадо лисиц, но оно погоды в материальном плане особо не делает.

— Совершенствованию инфраструктуры звероводства мы придаём большое значение, — продолжает Пётр Петрович. – Нужно реконструировать кормоцех, менять линии. Составлен план развития хозяйства, который внедряется в жизнь. Нельзя забывать и об улучшении стада зверей. Уже закуплено 3000 голов серебристо-голубой норки в Калининградской области. Конечно, денежные расходы большие. Прежде всего, это корма, закупка которых составляет 40 процентов всех затрат. Одна норка потребляет в год до 60 килограммов корма, соболь требует больше – свыше одного центнера. Продукты для людей дорожают, конечно, корма для зверей тоже не являются исключением, — говорит зам.гендиректора.

Понятно, что речь идёт о самом простом корме, в основном, об отходах рыбного и мясного производства. Когда-то соболей ради красоты шкурок баловали коньяком и шоколадом. Сейчас беременных самок угощают сахаром.

Но и без деликатесов русский соболь остаётся лидером на рынке пушного производства. Главный технолог хозяйства Татьяна Зубык работает в звероводческой отрасли 40 лет. И уверяет, что шкурка российского соболя существенно отличается от импортных аналогов в лучшую сторону. Наш мех более тёплый. «Всегда радуюсь, когда встречаю на улице женщину в красивой соболиной шубе. Недаром говорят: «Соболь – царь, норка – королева», — улыбается Татьяна Александровна.

«Агрикола» сменила «Зарю»
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий