Один из выборгских информационно-туристических центров – «ВыборгINFO» — переходит на работу в режиме онлайн. Как объяснила директор ИТЦ Дарья Макаровская, глобальных изменений в деятельности предприятия, однако, не произойдёт.
— На федеральном и региональном уровне есть сервисы, которые поддерживаются бюджетами в области обслуживания туристов, и мы готовы встроиться в эту общую систему на уровне консультаций, все инфоцентры общаются друг с другом.
Но у нас коммерческое предприятие, и мы перепрофилировались именно в плане экскурсионного обслуживания, предлагаем квесты, экскурсии, программы. Весь бывший у нас сервис сохранился, просто теперь работает онлайн.
Нет смысла иметь в районе железнодорожного вокзала два офиса инфоцентров. Наше помещение на Вокзальной улице, возможно, будет использоваться под экскурсионное бюро для приёма в Выборге туристов. Подумаем. Интерес, спрос есть. Мы сотрудничаем с инфоцентром на вокзале, с филиалом областного информтурцентра, находимся в едином информационном поле.
Всех наших туристов переориентировали на инфоцентр на вокзале, где так же, как и у нас, можно получить карту города, воспользоваться услугой сборной экскурсии. Мы больше занимаемся коммерческими услугами, то есть экскурсионным обслуживанием.
Если с сервисами бесплатного консультирования туристов прекрасно справляются инфоцентры, которые существуют за счёт бюджета, то это классно!
Дарья Сергеевна не скрывает, что пандемия серьезно отразилась на туристической отрасли, но теперь ситуация постепенно нормализируется.
— Был момент, когда в Выборге вообще не было туристов. После мы начали работать с ограничениями (четыре-пять человек). Немного изменился сервис. Если раньше мы работали с крупными группами туристов, то сейчас пришлось перестроиться и создать турпродукты, актуальные для мини-групп.
Мы сделали такие предложения, и у нас сейчас достаточно много заказов, соответствующих современным запросам. Семейные группы, небольшие компании от пяти до десяти человек. Собрали предложения от всех музеев, всех объектов туристической инфраструктуры, сделали анонсы, и сезон пошёл! На коронавирусную ситуацию ответили бодро, позитивно, не раскисли, и всё получилось.
По мнению зам.председателя областного комитета по туризму Ольги Голубевой, Выборг является исключением из правил в том смысле, что здесь работает не один, а несколько информтурцентров.
— Наверное, сегодня инфоцентрам снимать помещение, оплачивать риэлторские услуги сложно. Если говорить об мировой тенденции, то информтурцентры потихоньку переходят в онлайн-режим. Ведь когда вы собираетесь куда-то ехать, то предварительно собираете информацию в Интернете: скачиваете карты, буклеты, путеводители.
Конечно, на месте информцентр подскажет и расскажет, но большую часть информации вы собираете в режиме онлайн. И это связано не с пандемией, а с современными информационными технологиями.
Ольга Леонидовна считает, что инфоцентры, работающие в Выборге, не дублируют друг друга. Кроме общей идеи ознакомления туристов с городом, бесплатного информирования приезжих гостей, ИТЦ предлагают множество коммерческих услуг.
— Инфоцентры существуют совместно, ни в коей мере не мешают друг другу, а помогают. Кто-то предлагает пешеходные экскурсии, кто-то – автобусные, кто-то – водные, — говорит Ольга Голубева.
От редакции: Ольга Леонидовна, безусловно, права. Разнообразие лучше однообразия и ничего плохого, что в маленьком Выборге действуют то ли пять, то ли шесть ИТЦ, конечно, нет. Хотя, вероятно, инфоцентр «ВыборгINFO» теперь перейдёт в статус экскурсионного бюро. Насколько известно, ГОСТ деятельности не предусматривает работу инфоцентров в режиме онлайн.
Что же до совместной работы ИТЦ, то это, пожалуй, лишь благое пожелание. Конечно, местные инфоцентры не враждуют, но и сказать, что «дружат домами», тоже нельзя. То, что «ВыборгINFO» поделился туристами с муниципальным инфоцентром, хорошо, но вряд ли это можно назвать постоянной практикой в работе инфоцентров.
Когда-то при главе Выборгской районной администрации активно действовал координационный совет по развитию въездного и выездного туризма, служивший своего рода «якорем» для турцентров, турфирм и прочих структур, связанных с туризмом.
Сейчас совет собирается крайне редко. Именно координации, как представляется, не хватает местному туристическому сообществу. Вроде все вместе, но в то же время каждый по себе.
Это обстоятельство не позволяет сформировать единый турбренд Выборга, о котором много говорят. Первым шагом в этом направлении стало создание бренда морского туризма «Королевская гавань», но ведь Выборг и район – это не только морской туризм.