«Салма» внедряет высокотехнологичные садковые линии.
Во вторник, в первый день зимы, на предприятии ЗАО «СХП «Салма» были введены в эксплуатацию новые производственные мощности. Садковые линии для выращивания форели позволят на 30% увеличить производительность и к 2017 году довести объем товарной рыбы до 1100 тонн в год.
Рыбоводческие участки СХП «Салма» расположены в акваториях озер Любимовское и Михалёвское, где и прошла торжественная церемония ввода в эксплуатацию 65 садков. На берегу была растянута символическая красная ленточка, которую перерезали гендиректор предприятия Андрей Клименко, заместитель председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу правительства Ленобласти Александр Варёнов и начальник отдела аграрной политики районной администрации Надежда Литвиненко. В мероприятии приняли участие и специалисты крупнейших рыбоводческих хозяйств региона.
ЗАО «СХП «Салма» было основано в 2009 году и в первый год вырастило 22,5 тонны рыбы. В 2014 году объем производства увеличился до 453 тонн. По итогам 2015-го предприятие намерено вырастить 850 тонн рыбы. Этот результат стал возможен, в том числе, благодаря господдержке: за 9 месяцев нынешнего года «Салма» получила в виде субсидий на покупку кормов 4 миллиона 121 тысячу рублей. Новые садки приобретены за счет кредитов: денежные средства в размере 68 миллионов получены по договорам с ОАО «ОФК банк». Срок окупаемости инвестиционного проекта – около пяти лет.
Форель не хуже заграничной
Основная аквакультура в хозяйстве — форель, но разводят также сига и осетра. Как известно, эти виды водятся только в чистой, насыщенной кислородом воде, поэтому на «Салме» тщательно следят за соблюдением экологических норм, проверяя состояние здоровья рыбы, качество воды и грунта. В Ленинградской области только 60% открытых водоёмов имеют достаточное насыщение кислородом, озера Любимовское и Михалёвское этому критерию соответствуют. Специалисты СХП «Салма» имеют дипломы международного образца: рыбоводы обучались по межправительственной программе в Финляндии, получали профессиональные навыки в сфере выращивания, разведения и переработки рыбы. Так что продукция «Салмы» по своему качеству ничуть не уступает заграничным аналогам, что немаловажно и с точки зрения «импортозамещения».
По словам Александра Варёнова, несмотря на известные политические процессы, Ленобласть продолжает сотрудничество с норвежскими, финскими компаниями, владеющими передовыми технологиями. И внедрение на «Салме» садковых линий, изготовленных по норвежской технологии – тому пример. Ленобласть занимает третье место в РФ по выращиванию форели, после Карелии и Мурманской области, которые являются флагманами в отрасли. В этом году производство рыбоводной продукции в регионе впервые превысит 7 тысяч тонн.
Рыбовод – это призвание
О том, чем так хороши новые садковые линии, журналистам пояснил руководитель «Салмы» Андрей Куликов: «Наша задача — дать возможность рыбе свободно существовать в пространстве. …Чем больше садок, тем больше запас кислорода, рыба лучше растет». Инновационная технология позволяет сохранять водную среду близкой к естественной, уменьшать органическое загрязнение, в итоге – повышать продуктивность. По словам гендиректора, спрос на рыбу превышает предложение. Так что садковые линии нужно развивать, объемы наращивать, но эти процессы ограничены рыбно-биологическим обоснованием. Иными словами, придется искать другие водоемы, чтобы сохранить экологию используемых озер.
В штате «Салмы» — около 30 человек. Работают и местные жители, но квалифицированные специалисты — приезжие, профессионалов в этой области не много. «Рыбовод — это призвание, — сказал Андрей Куликов. — Это очень серьезная работа, процесс сложный и трудоёмкий… Неправильно ухаживаешь – рыба умрет». Причем требуется два года, чтобы форель, выращенная из 5-граммового малька, набрала нужный вес – два-три килограмма.
С точки зрения экономики, столь длительный период роста означает, что предприятие вернет вложенные средства и получит прибыль тоже не раньше, чем через два года. «Салма» взяла в банке кредит под 16,5% годовых, но есть надежда, что государство субсидирует процентную ставку, вернув 14%. «Такие кредиты важны для нас, для всего сельского хозяйства, – сказал Куликов. — Иначе должны быть необъятные ресурсы…» Возврат 20% стоимости кормов он также назвал существенной мерой господдержки.
Рыбам — на прокорм
Именно этот вопрос — насколько действенна поддержка рыбоводов со стороны правительства Ленобласти, обсудили на отраслевом совещании, состоявшемся после презентации садковых линий. Александр Варёнов призвал руководителей рыбоводческих предприятий Карелии, Выборгского и Приозерского районов, а также их финансовых партнёров, собравшихся за «круглым столом», к откровенному и деловому разговору.
Выяснилось, что компенсацию стоимости кормов получают практически все, эта поддержка позволяет, безусловно, стабилизировать ситуацию, но вряд ли достаточна для увеличения объемов производства. Участники обсудили, как ещё можно помочь рыбоводам. Были и неожиданные предложения.
Например, «посмотреть на компенсацию под другим углом, не компенсировать килограмм корма, который де-факто скормили, а килограмм рыбы, которая реализована, причем именно тогда, когда она реализована». По мнению руководителя, высказавшего эту идею, тем самым можно помочь наиболее технологичным фермам, стимулируя инвестиции в технологии производства, а не «точку разбрасывания корма».
Кроме всего прочего, руководителей правительства попросили выступить с инициативой к банкам, чтобы они «рассмотрели вопрос о залоге рыбой». Оказывается, вопрос не праздный. «Россельхозбанк» раньше соглашался брать 80% залога рыбой, а теперь — только 30%… Александр Варёнов и начальник отдела развития рыбохозяйственного комплекса Наталья Тарасова взяли все вопросы на заметку, для дальнейшей работы.