Журналистское сообщество долго сетовало на то, что информация о деятельности братства из известно кооператива «Озеро», кузницы путинских миллиардеров, редко доходит до публикаций. Ясно, что связано это прежде всего с закрытостью клана, созданного нынешним премьер-министром, и процветающего именно за счет своей закрытости.
Новый скандал, всколыхнувший общество в последние дни ушедшего года, поражает воображение. Некий Сергей Колесников, бывший вице-президент холдинга «Петромед», рассказал газете «Вашингтон пост» о дворце Путина за миллиард долларов. Колесников не только дал интервью одному из ведущих изданий США, но и пожаловался президенту Медведеву на премьер-министра Путина, описав последнего как «коррумпированного чиновника, строящего личные дворцы, когда в стране умирают дети от отсутствия денег на лечение», и призвал: «показать всему нашему народу, что перед законом все равны, даже премьер-министры».
…История берет начало в 2000 году, когда, как рассказал Сергей Колесников, Николай Шамалов (член кооператива «Озеро»), представлявший тогда Siemens AG по Северо-Западу, якобы предложил ему, Колесникову, сделку. Шамалов рассказал, что Путин пригласил его, Шамалова, к себе домой и изложил следующую схему: российские олигархи будут переводить на счета «Петромеда» деньги, на которые «Петромед» будет закупать для больниц медицинское оборудование. А 35% будет откатываться при этом на оффшорный счет.
То есть, если верить Колесникову, Шамалов сообщил, что Путин предложил использовать «Петромед» в качестве «прачечной» для доходов, полученных путем государственного рэкета, или, как выражается Колесников, «для некоей деловой возможности, связанной с тем, что он, Путин, стал президентом». Первыми «откатили» олигархи Роман Абрамович и Алексей Мордашов.
И вот результат 35%-процентного отката, о котором пишет Колесников — дворец на берегу Черного моря, близ Прасковеевки (недалеко от Геленджика), стоимостью около 1 млрд. долларов, «огромный, в стиле итальянского палаццо с казино, зимним театром, летним амфитеатром, часовней, плавательными бассейнами, спорткомплексом, вертолетными площадками, ландшафтными парками, чайными домиками».
Интересно, что о дворце для Путина, строящемся на Чёрном море, корреспонденту MR7 летом 2010 года рассказывал опальный майор Алексей Дымовский, по словам которого, специально для подхода к дворцу с воды, строится причал для подводной лодки. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что, несмотря на явное участие государства в возведении супердворца, руководитель российского правительства не имеет отношения к строящемуся на черноморском побережье объекту.
Колесников приводит подробности: как под проект государство передало 73,96 га заповедного леса, как миллиарды рублей были израсходованы непосредственно из госбюджета на проведение горной дороги, ЛЭП и газопровода. Колесников утверждает, что строительство дворца осуществляет непосредственно «Спецстрой России», а за архитектуру и отделку отвечает итальянский архитектор Ланфранко Чирелло, что в середине 2009-го проект отделки зданий и дизайн интерьеров были утверждены лично Путиным.
Формально все это великолепие, по словам Колесникова, записано на ООО «Индокопас», находящееся в единоличной собственности Николая Шамалова.
Сам разоблачитель Путина, Сергей Колесников, тоже человек непростой – как вице-президент «Петромеда» он имеет доступ ко многим тайнам. Эта компания, начинавшая с поставок медоборудования, крепко разрослась, а в 2010 году глава «Петромеда» и совладелец банка «Россия» Дмитрий Горелов занял 284-е место в рейтинге российских миллиардеров по версии журнала «Финанс», поднявшись на 104 места сразу.
Естественно, «Петромед» в 2009 году участвовал в поставках томографов — вспомним президента Медведева и его грозный выпад против неназванных им поставщиков томографов, которые завышают цену производителя в 2,5 раза.
«Петромед» ширился, распространяясь в сферы, для медицинских работников не характерные. Среди совместных проектов Колесникова и Горелова с Шамаловым (последние являются акционерами Выборгского судостроительного завода) — строительство верфи в Выборге, на которое требуется 38 млрд. руб. (ВЭБ обеспечит 60%), этот проект был одобрен Владимиром Путиным.
И акционеры «Петромеда» вдруг занялись… строительством буровых установок для Штокмановского месторождения. В 2007-м ООО «Газфлот», дочка Газпрома, заключила с ВСЗ контракт на строительство двух платформ, и в 2009-м первая очередь полупогружной установки была спущена на воду. Стоимость контракта составила почти $ 2 млрд., гендиректором «Газфлота» стал Юрий Шамалов. А акционерами самого завода при этом стали Василий Горелов, сын президента холдинга «Петромед» (10,35%), вице-президент «Петромеда» и член совета директоров «Согаза» Сергей Колесников (10,35%) и совладелец банка «Россия» Николай Шамалов, а также ООО «Росинвест» (23%).
«Надо сказать, что строительство буровых платформ – это высшая лига, клуб избранных», — пишет столичный журналист Юлия Латынина. — «Вопрос: где высшая лига и где выборгский завод? Но в том-то и дело, что то, что было спущено 7 июля 2009 года на воду в Выборге, – это только нижнее основание платформы. И на него еще только предстоит установить «верхнее строение» «Самсунга» и буровое оборудование NOV (США)». Автор задается вопросом: «Если 2 миллиарда долларов – это просто за два больших понтона, то не многовато ли? А если выборгский завод действует как подрядчик, а «Самсунг» и NOV – как субподрядчики, то не странная ли это иерархия?»
Завод, значительная часть работников которого сидит по домам, получая лишь часть зарплаты, спонсирует команду Renault, их логотип размещен на машине Виталия Петрова. Хоть размещать свои логотипы на бортах болидов F1 имеет смысл только компаниям, работающим на розничных рынках, считает Максим Белицкий, представитель Triumph Media Group по России и СНГ: «Судостроительному заводу такая реклама вряд ли нужна – обычно подобные компании не стремятся к известности за пределами узкого круга специалистов. Если бы не родственные связи Петрова, руководству предприятия вряд ли пришла бы в голову идея спонсировать команду F1». Напомним, еще в марте 2010 года на встрече с президентом Renault-Nissan Карлосом Гоном Путин обещал найти деньги на спонсорство Петрова, а недавно он подтвердил свои намерения в ходе встречи с самим гонщиком, которую транслировали по ТВ.
Российские и зарубежные СМИ неоднократно отмечали некую исключительность Выборгского района и его вовлеченность в крупнейшие скандалы. Среди самых известных – «приватизация» куска госграницы в нашем районе структурами, связанными с «Русским видео». Один из бывших директоров этой компании, Владислав Резник, председатель комитета Госдумы, член президиума генсовета «Единой России», проходит по самому крупному в Европе делу «о русской мафии». Неоднократно засвечен в Выборге.
Петергофская купеческая гавань. Мутная история, в которой пыталась разобраться газета «Деловой Петербург». Результатом проникновения ВСЗ в систему строительства, якобы с целью создать супердорогой поселок, стал долг застройщиков государству в 1 миллиард рублей, впоследствии им странно прощенный.
Счета компаний, забыть долг которых российское государство оказалось готовым, находятся в зонах чистого оффшора – на Британских Вирджинских островах и Кипре. Кроме фирм, в этом проекте участвовали частные лица, входящие в совет директоров ВСЗ, а по совместительству являющиеся членами семей руководства района. Мир тесен.