Это разные вещи, считают руководители хозяйств.
Совещание руководителей сельхозпредприятий, проведенное во вторник минувшей недели отделом промышленной и аграрной политики администрации муниципального района, предварял своеобразный политчас. Перед собравшимися выступил председатель Ленинградского областного отделения Аграрной партии России Юрий Кокошников, объезжающий города и веси с целью настроить административный ресурс на участие в предстоящих выборах в ЗакС Ленобласти.
Можно, конечно, и зациклиться на некорректности совмещения политической агитации с непосредственной служебной деятельностью подразделения муниципальной администрации, которая, будучи при исполнении, должна бы дистанцироваться от всякого рода партийной работы, а можно и отнестись к этому с долей снисхождения. Уж больно соответствуют цели и задачи политиков от земли думам и чаяниям тех, кто на этой земле работает. Деятельность же занятых в аграрном секторе управления чиновников любого ранга не должна идти наперекор этому по определению. Ведь, как ни крути, сельскохозяйственное производство не растет год от года как на дрожжах, а подобно пока шагреневой коже.
Если заглянуть в завтрашний день…
Свидетельством тому стало обсуждение итогов работы сельхозпредприятий района за 9 месяцев — главной цели совещания с их руководителями. А итоги эти, как показывали цифры и факты, приведенные в кратком докладе начальника отдела Любови Злобиной, не особо радуют. Правда, если взять валовые показатели животноводства и птицеводства, то может сложиться впечатление, что все на селе обстоит благополучно. Производство молока, мяса скота и птицы, яиц увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года соответственно на 7,2; 2,5 и 7,8%. Выросло по сравнению с прошлым годом и производство овощей закрытого грунта на 27 %. Однако здесь надо учесть, что и птицефабрики, и ЗАО «Карельский» — предприятия специфические, работающие в условиях, в корне отличающихся от условий остальных хозяйств. Птицефабрики — это по сути дела промышленные предприятия, почти утратившие связь с землей, «Карельский» же выпускает продукцию тоже индустриальным способом, не испытывая особой зависимости от капризов погоды.
А вот молочное животноводство, хотя и обеспечивает прирост валового производства в условиях сокращения поголовья дойного стада (на 231 голов за 9 месяцев) за счет роста продуктивности, все же постепенно утрачивает основу своего благополучия — растениеводство. В этой отрасли, какой показатель ни возьми, всяк ниже прошлогоднего уровня. Картофеля собрали нынче почти на треть меньше, производство овощей открытого грунта составило 95% к уровню прошлого года. Нынче скосили кормовых угодий на 1144 гектара меньше, чем в прошлом году, ну и кормов заготовили в среднем по району всего 14,6 центнера кормовых единиц или 88% к прошлому году. Значит, коровы будут предстоящей зимой на 12% хуже кормиться, чем прошедшей? Понятное дело, дефицит кормов собственного производства будет восполняться покупкой на стороне. Но, во-первых, использование отходов питерской пищевки предпочтительнее для «Нивы», «Рябовского», «Смены», «Полян», а удаленным от Питера «Кондратьевскому», «Шестаковскому», «Сосновой горке» и прочим обойдется куда дороже.
Между тем в перспективе увеличение заготовки кормов не просматривается. Производство зерна постепенно сходит на нет. Зерновой клин всего района нынче составил 115 гектаров или в два раза меньше, чем раньше сеял один «Кондратьевский». И собрали с этого клина сегодня по 10,5 центнера с каждого гектара. Так что о зернопроизводстве как о подспорье кормовой базы животноводства говорить не приходится.
Близок локоть, да не укусишь
В нынешнем году бюджетная поддержка сельхозпредприятий нашего района составила в общей сложности 31,6 млн. руб. в таком раскладе: средства федерального бюджета — 18,4 млн.; областного бюджета -11,1 млн.; местного — 2,079 млн. или 78,5% от утвержденного финансирования.
Поддержка производилась не прямым финансированием — вот вам миллион рублей на неотложные нужды, а в соответствии с установленными правилами включения хозяйства в ту или иную целевую программу и условиями, выполнение которых дает право на финансовую поддержку. В частности, местный механизм финансирования хозяйств из выделенной бюджетом суммы на поддержку села и не позволил эту сумму полностью израсходовать. Поверхностная причина — невыполнение программы по известкованию кислых почв, неполная закупка хозяйствами минеральных удобрений и семян. Если же разобраться, то у хозяйств не было денег ни на известкование, ни на минералку и семена. Деньги же из муниципального бюджета они смогли получить только в виде компенсации понесенных затрат. То бишь, самостоятельно и полностью оплатив известь, минеральные удобрения и семена и отчитавшись перед муниципалитетом.
Такой порядок сродни анекдоту. Решил новый русский оказать нищему гуманитарную помощь да так, чтобы тот деньги не пропил, и говорит ему: «Иди дружок в самый дорогой ресторан и пообедай. Счет принесешь мне и я тебе компенсирую все расходы». Эффект такой помощи ясен и первокласснику. Но до сих пор не ясен комитету финансов?…
Условия финансовой поддержки и механизм финансирования не устраивают ряд руководителей хозяйств, о чем на совещании разгорелась оживленная дискуссия. Правда, генеральный директор птицефабрики «Роскар» Валерий Горячев поведал коллегам, что и включение в национальный проект не обещает скорых денег в компенсацию понесенных затрат. По словам Валерия Павловича, фабрика уже вложила в производство более ста миллионов рублей по национальному проекту, но пока еще ни копейки не получила. При этом, подчеркнул директор, получение денег обставлено многими условиями. Должна быть проектно-сметная документация на все виды работ, независимо от того, подрядным или хозяйственным способом они выполняются. Целевое использование кредитов проверяла Счетная палата России и никаких нарушений не нашла. Год прошел, но ни копейки компенсации фабрика не получила. Не потому ли два наших хозяйства отказались от участия в нацпроекте, считая его условия кабальными.
При всем при том Выборгский район по отношению местного самоуправления к сельскому хозяйству далеко не самый последний в Ленобласти. Есть районы, где из местного бюджета на поддержку сельского хозяйства не выделено ни копейки.