12 февраля с рабочим визитом Порт Выборг посетила делегация из Архангельского тралового флота (АТФ), которую возглавил Максим Дрегало, руководитель рыбного порта АТФ. Коллеги с большим интересом ознакомились с работой стивидора порта – ООО «Порт Логистик».
Оказалось, что по многим позициям есть точки соприкосновения и возможность поделиться уникальными наработками в профессиональной сфере. Выборг и коллег из Архангельска связывают долгие и конструктивные связи, поэтому можно только приветствовать развитие подобного рода связей внутри страны для решения общих задач, стоящих перед отраслью.
Возможно, АТФ не у всех на слуху, но за плечами компании — большая и интересная история. Материал, который мы публикуем, любезно предоставили «ВВ» коллеги из журнала « Fishnews – Новости рыболовства».
АТФ: Рыбалка длиною в век
Холодная и сырая погода в Выборге очень подходила к суровому имени 86-метрового траулера «Баренцево море», который 5 декабря 2018 года впервые пробовал воду. Для заказчика судна – Архангельского тралового флота – этот проект стал настоящим вызовом и нешуточным испытанием на прочность. Пройдя длинный путь от чертежей и контрактов, за полтора года новое судно стало воплощением будущего компании – пахнувший свежей краской металл, ледяные серые волны и люди, как собравшиеся на заводской набережной, так и те, кто в тот момент ждал новостей в Архангельске, или работал на промысле в сотнях миль от родных берегов.
Ещё несколько лет назад такое трудно было представить. Одно из старейших в стране предприятий рыбной отрасли находилось в предбанкротном состоянии и стремительно шло ко дну. Однако сотый день рождения будет праздновать уже совсем другой Архангельский траловый флот, рыбаки которого, как в старые добрые времена, ежегодно добывают десятки тысяч тонн рыбы в северных морях.
У истоков рыбной промышленности
К юбилею Архангельский траловый флот подходит в ранге одного из флагманов рыбопромышленной отрасли Северного бассейна. Шесть промысловых судов, база технического обслуживания, портовый участок с холодильником на 5 тысяч тонн, рыбоперерабатывающее производство. А сто лет назад всё началось с дюжины пароходов, национализированных молодой советской властью у купца Ивана Беззубикова. Именно они легли в основу будущего Архангельского тралового флота.
Первый траулер Т-30 «Лучинский» вышел на промысел из Архангельска в Баренцево море 29 июня 1920 года. Тогда рыба рассматривалась государством как относительно дешёвый и быстрый источник пищи по сравнению с сельскохозяйственным производством. Тем более, что траловый лов позволял добывать её в больших объёмах, поэтому поощрять рыболовство на севере было выгодно.
В предвоенные годы активно пополнялся рыбопромысловый флот, который строился как на территории Советского Союза – в Ленинграде и Севастополе, так и на немецких и итальянских верфях. В частности, в Германии были построены траулеры бортового траления «Архангельск» и «Мурманск». Благодаря богатейшим запасам Баренцева моря рыбная промышленность бурно развивалась. А потом грянула война.
Рыбацкий вклад в победу
Утром 22 июня 1941 года на все суда, находящиеся на промысле, пришел приказ немедленно вернуться в порты приписки – в Мурманск и Архангельск. Пятьдесят из них были переоборудованы и вместе с экипажами вошли в состав Северного флота. Почти половина из оставшихся в АТФ судов тоже получила вооружение, команды увеличили за счет военных моряков.
Мобилизованные в состав Северного флота траулеры сопровождали знаменитые северные конвои. А рыбаки продолжали день за днем делать своё дело – ловить рыбу практически в тех же районах, что и в мирное время. За треской порой ходили к Новой Земле, хотя риск напороться на корабли или подводные лодки немцев был велик. Но от уловов промысловиков зависело слишком многое – берег остро нуждался в рыбе.
За годы войны Архангельский траловый флот потерял три судна. Уже в августе 1941 года немецкая подлодка потопила траулер РТ-411 «Ненец». Еще два траулера — РТ-94 «А. Жданов» и РТ-308 «Красный Онежанин» — погибли в 1943 году в Карском море. Даже после победы для архангельских рыбаков война закончилась не сразу. Их начали демобилизовывать только в 1947 году, а полностью вернуться к мирному труду они смогли годом позже.
Путь в Мировой океан
После восстановления экономики страны рыбная отрасль начала приобретать современные очертания. Сменялись технологии, создавались новые типы рыболовных судов. Флотилия АТФ постоянно пополнялась траулерами, которые каждое десятилетие становились всё совершеннее.
Особняком стоят 1970-е годы – настоящий золотой век советской рыбной промышленности. Именно тогда началось широкое освоение новых районов промысла. Ловить стали действительно во всём Мировом океане. Добрались даже до Антарктиды. Из далёких морей на прилавки СССР везли экзотических поначалу нототению и клыкача, ледяную рыбу, кальмаров и криль.
Развивался экспедиционный промысел. Рыбаки Северного бассейна, которые до этого вели промысел в основном в Баренцевом море, открыли для себя другие страны. Многомесячные дальние рейсы предусматривали заходы в порты по всему миру, а ежегодные выловы били рекорд за рекордом.
А потом страна изменилась, появились другая экономика и другая система управления рыболовством. В новых условиях рыбакам пришлось учиться не только ловить рыбу, но и искать на морскую продукцию покупателей, приобретать дорожающее топливо, ремонтировать и оснащать флот, платить зарплаты и налоги – уже без централизованной поддержки государства.
На рубеже тысячелетий
Многие гиганты рыбной индустрии, особенно на Дальнем Востоке, не выдержали перемен и после распада СССР просуществовали недолго. В отличие от них, АТФ выжил, оставаясь в статусе госпредприятия, и даже сохранил основные фонды, но постепенно энергия затухала. Потом начались финансовые трудности. С 2010 года всё чаще велись разговоры о неизбежной приватизации тралфлота, на квоты которого хватало желающих.
В 2013 году АТФ был поставлен в государственный план приватизации и после нескольких неудачных раундов перешёл в частные руки. К удивлению многих покупателями стали не москвичи, а соседи по Северному бассейну – Северо-Западный рыбопромышленный консорциум. С правительством Архангельской области было заключено акционерное соглашение, гарантировавшее сохранение регистрации предприятия в регионе и отсутствие массовых сокращений персонала.
Кроме того, траловый флот должен был ежегодно поставлять на местный рынок не менее 1,5 тысяч тонн рыбной продукции.
Как показало время, все обязательства новые собственники АТФ выполнили. На предприятие пришла мощная команда управленцев, которым удалось переломить ситуацию. Начали ремонтироваться и выходить в море суда, наниматься моряки, постепенно погашаться долги. Сейчас этот период генеральный директор Алексей Заплатин шутливо называет «временем свершения гражданских подвигов всем коллективом». Но доля шутки тут невелика. Меньше чем за год.
Архангельский тралфлот прочно встал на ноги
Сегодня в штате АТФ трудится около тысячи человек, три четверти из них – плавсостав. Руководство компании именно их считает главным активом и силой предприятия. В рыбопромышленной отрасли проверенные кадры действительно решают всё.
Белые «морские» зарплаты и полный соцпакет, включая добровольное медицинское страхование, оплату проезда на в отпуск на юг, бесплатные обеды, спецодежду, занятия спортом, – на специалистах в тралфлоте экономить не принято. Как и забывать о тех, кто работал в компании раньше, – ветеранская организация АТФ насчитывает 650 человек.
О том, что сотрудники ценят такое отношение и работают на совесть, красноречиво свидетельствуют цифры. По итогам 2018 года Архангельским траловым флотом добыто более 80 тысяч тонн рыбы. В бюджеты всех уровней перечислено свыше 1 миллиарда рублей налогов, причем 60 процентов этих средств осталось в Архангельской области.
Официально у тралфлота нет статуса градообразующего предприятия. Однако АТФ традиционно помогает местным школам и детским садам, поддерживает спортивные команды и проекты по сохранению культурного наследия, участвует в благоустройстве города и социальных программах.
«Во многом благодаря Архангельскому траловому флоту потребление населением рыбы в Архангельской области (с учетом Ненецкого автономного округа) превышает общероссийские показатели и составляет 46,2 кг на человека в год», – отмечает глава региона Игорь Орлов.
По его словам, система взаимоотношений, выстроенная между областью и АТФ, стала отличным опытом «приватизации с социальной ответственностью», которая уже принесла свои плоды. Неудивительно, что в декабре 2018 года областные власти с готовностью продлили соглашение с компанией ещё на пять лет.
Рождение нового флота
После выхода из кризиса у АТФ впервые за долгие годы появились планы не просто по обновлению флота – по строительству с нуля. Шаг рискованный, ведь на тот момент большинство российских компаний приобретали подержанные суда – за границей или друг у друга. По старой памяти сначала смотрели в сторону зарубежных верфей, но после изменения законодательства смогли договориться и с российскими судостроителями.
31 мая 2017 года на стапелях Выборгского судостроительного завода по заказу Архангельского тралового флота заложили головной траулер проекта KMT01. Судно получило название «Баренцево море» – в честь основного района промысла архангельских рыбаков. Сейчас его готовность дирекция завода оценивает в 79 процентов, параллельно идёт строительство ещё трёх судов той же серии.
Одновременно с заменой флота руководство компании вплотную занялось береговой инфраструктурой, которая включает территорию порта – Маймаксанский грузовой участок и Базу технического обслуживания судов. Для увеличения грузопотока построили холодильник, установили тяжёлый кран, постепенно проходит обновление причального оборудования и коммуникаций.
В прошлом году объём перевалки рыбы в порту составил 15 тысяч тонн, других видов грузов – более 117 тысяч тонн. Именно здесь в 2016, 2018 и 2019 годах принимали и разгружали транспортные рефрижераторы с Дальнего Востока, перевозившие по Северному морскому пути груз тихоокеанских лососей.
База технического обслуживания, несмотря на скромное название, представляет собой полноценный судоремонтный завод с собственными причалами, доком и возможностью выполнения работ любой сложности от ремонта двигателей до замены обшивки корпуса. Прямо в порту размещена и собственная рыбоперерабатывающая фабрика АТФ. Начинали с небольших объёмов – 3 тонны сырья в сутки, но после недавней модернизации мощность довели до 10 тонн.
Проект изначально был рассчитан только на местный рынок – отсюда и рецептура без консервантов, и малые сроки хранения, но спрос оказался выше всяких ожиданий, и объёмы производства пришлось срочно расширять. Фирменный рыбный магазин – тоже поблизости. По-хозяйски основательный подход заметен на каждом шагу: все участки – и холодильники, и порт, и техническая база, и рыбзавод – сертифицированы по международным стандартам.
«В преддверии 100-й годовщины компания чувствует себя как никогда уверенно: новые суда, новые люди, новые идеи и планы развития», – с улыбкой говорит Алексей Заплатин. Как и положено лидеру, АТФ не боится экспериментировать, осваивая новые виды и объекты промысла.
Неслучайно компания стала одним из якорных участников Арктического рыбопромышленного кластера, призванного развивать сотрудничество между предприятиями из смежных отраслей – добычи и переработки рыбы, судостроения и судоремонта, науки и образования.
«Дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса Архангельской области невозможно представить без тралфлота, – подчёркивает губернатор Игорь Орлов. – Более того, мы уверены, что реализация программы модернизации, обновления парка судов позволит АТФ укрепить лидирующие позиции».
Конечно, в условиях экономической и, хуже того, законодательной неопределённости строить планы на годы вперед – рискованная затея. После очередного нормотворческого цунами часть перспективных проектов компании пришлось отложить на будущее. Тем не менее, как и столетие назад, Архангельский траловый флот живёт, ловит рыбу, ремонтирует и разгружает суда, выпускает качественную продукцию. А в год своего юбилея готовится встречать первый из построенных траулеров.