Социальное партнерство или Политика обременений?


К написанию этой статьи меня побудило совещание, проведенное Выборгской муниципальной Администрацией 30.10.06 под девизом «Что дает промышленность Выборга его бюджету и может ли дать больше?» (см. выпуск «ВВ» № 86).

Надо признать, что подобная инициатива достойна всяческих похвал, так как составляет элемент нормального диалога между промышленной общественностью и муниципальной властью. Диалога, без которого невозможно полноценное развитие территории.

Василий Осипов, глава городской администрации, отметил и поощрил ценными призами передовиков капиталистического соревнования, первую десятку предпритяий-доноров местного бюджета. Но главная задача совещания заключалась в другом: муниципальные лидеры и руководители предприятий искали ответ на вопрос, как нам наполнить местный бюджет, а точнее — где найти средства для устранения его дефицита (который в этом году составил 72 млн. руб.)? И вот тут-то позиции администрации и предприятий кардинально разошлись. Если обобщить суть выступлений, то сводятся они к следующему.

Администрация: «Вы упрекаете нас в том, что ставку аренды земли в Выборге в начале 2006 года мы повысили на 44%. Но посмотрите статистику совокупной прибыли предприятий города за 9 месяцев: прибыль заметно выросла по сравнению с 2005 годом! После повышения тарифов никто не умер, не обанкротился. Значит, это повышение было оправданным и не чрезмерным! И поэтому на 2007 год мы планируем повысить тарифы арендной платы за землю еще на 15 %, а за муниципальное имущество — на 30 %. Хотя, честно говоря, для бездефицитности бюджета стоило бы повысить арендную плату в 2 — 3 раза… В общем, призываем предприятия добровольно инвестировать в город, жертвовать на его развитие в дополнение к обязательным бюджетным платежам!».

Промышленники: «Главная проблема не в том, что предприятия мало отчисляют в бюджет, а в том, что, чем больше мы производим продукции и уплачиваем совокупных налогов, тем меньшая доля налогов и меньшая сумма поступлений приходит именно в наш, муниципальный бюджет. Вывод очевиден — система формирования местного бюджета отлажена по типу удавки: чем сильнее лошадь гребет копытами, тем больше затягивается удавка на ее шее. Пора менять систему, пока животное не сдохло!»

В результате двухчасовых дебатов вокруг этих позиций стороны совещания сошлись на конструктивной идее о том, что Совет директоров промышленной сферы района подготовит проект положения о взаимодействии предприятий и муниципальных властей в таком важном деле, как создание обоюдовыгодного механизма «инвестиций в город». Ведь чудес не бывает: отдавая в город сколь-нибудь значимую сумму, любой руководитель предприятия должен понимать, какой экономический эффект будет иметь это действие для его фирмы. Другими словами, инвестиции (пусть даже и в любимый город) отличаются от просто разбрасывания денег тем, что они должны окупаться.

Анализируя перипетии совещания, спустя две недели и уже без эмоций, замечу, что я по-человечески сочувствую руководителям и городской, и районной администраций, поскольку положение у них незавидное. Бюджетный процесс законодательно отрегулирован таким образом, что никак не обеспечивает покрытие реальных нужд муниципалитетов и не стимулирует местные власти развивать промышленность, тратить силы и средства на ее укрепление (Зачем? Все равно на следующий финансовый год нормативной продразверсткой из местного бюджета выгребут подчистую все дополнительно наработанные доходы!).

Кому это надо — интересный вопрос, правда? И на него есть не менее интересный ответ: выгодно это федеральному центру, который сконцентрировал фантастические финансовые ресурсы, оставив регионы в роли попрошаек, сделав их материально зависимыми и поэтому нестроптивыми. Областная власть, в свою очередь, приложила руку к тому, чтобы перераспределить доходы от доноров к реципиентам на уровне регионального бюджета, уравняв всех в нищете. А мы с вами, копошась во всем этом, переживаем побочный эффект — ищем, за счет чего бы, в дополнение к сумасшедшим налоговым отчислениям в федеральный бюджет, сбалансировать бюджет местный.

К слову, у автора статьи есть все основания утверждать подобное на примере налоговой статистики собственного предприятия и промышленных предприятий района за последние 5 лет… Но попытка залатать огромные прорехи местного бюджета постоянным накручиванием тарифов аренды земель и имущества, а также призывами к предприятиям жертвовать средства на развитие города — путь тупиковый. Ничего не гарантирующий и не стимулирующий. Я уж не говорю о том, что, таким образом, искусственно накачивая себестоимость производимых нами товаров, мы ухудшаем конкурентоспособность нашего муниципального продукта и территории в целом.

Итак, что же следует предпринять для нормализации ситуации?

Первое и очевидное. Через рычаги законодательной инициативы (а это — наши думские и областные депутаты, торгово-промышленная палата области, отделения «Единой России» и КПРФ в Выборге) лоббировать интересы муниципалитетов в Думе, добиваться внесения изменений в федеральные и областные законы о местном самоуправлении, которые бы не угнетали, а стимулировали развитие местной промышленности и защищали доходную часть муниципальных бюджетов фиксированными нормативами отчислений от финансового результата предприятий.

Второе. Пока на политическом Олимпе будут зреть плоды наших лоббистских усилий, постараться сообща разработать-таки систему муниципального стимулирования инвестиций в инновационные промышленные проекты, не на словах, а на деле создать благоприятные условия для быстрейшего ввода в действие новых промышленных мощностей. Пример есть — областной закон о поддержке инвестиционной деятельости.

Третье. Вспомнить о том, что еще в 2003-2004 годах мы (работодатели) с администрацией и профсоюзами района подписали трехстороннее Соглашение о социальном партнерстве. И тем самым заложили механизм сбалансированных отношений между главными силами общественного согласия в районе. И вот, в частности, в статье 8 Соглашения местная администрация обязалась вместе с работодателями «принять меры по обеспечению решения основной задачи по ежегодному улучшению финансово-экономических показателей предприятий, действующих на территории муниципального образования».

С этой точки зрения, постоянное повышение муниципалитетом арендных тарифов сверх индекса инфляции есть прямое нарушение собственных обязательств, так как не только не улучшает показатели предприятий, но просто угнетает экономический рост. Сегодня имеет смысл отряхнуть пыль с Соглашения, открыть и уточнить его с учетом муниципальных трансформаций, происшедших в последние два года, определить позиции сторон: кто же что обязуется исполнять во благо жителей города и района! При этом, хотелось бы призвать чиновников городской администрации не искать формальных отговорок в том плане, что Соглашение подписано районной администрацией, а удорожание тарифов производится новыми городскими властями, которые к Соглашению, формально, никакого отношения не имеют. Все мы плывем в одной лодке, вне зависимости от того, как в ней устроены временные административные перегородки!

На ближайшем заседании Совет директоров промышленной сферы района планирует обсудить новую редакцию трехстороннего Соглашения, и на ее основе найти механизм мирного и плодотворного взаимодействия с местными властями. Выработать общую позицию социального партнерства взамен проводимой сейчас муниципалитетом политики финансовых обременений.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий