В 2018 году впервые за годы кризиса автомобильный рынок России сможет самостоятельно расти без помощи государства.
В 2017 году государство выделит на поддержку автопрома 62,3 млрд рублей, которые не дадут желаемого эффекта ни авторынку, ни автомобильной промышленности, выяснили эксперты Аналитического центра при Правительстве России. При благоприятном сценарии эти средства принесут 11-процентную поддержку в плане объёма продаж новых авто, в то время как Минпромторг России заявляет, что это финансовое «плечо» обеспечит 30-процентный объём реализации.
По оценкам Аналитического центра, в 2017 году суммарный объём госпомощи автомобильному сектору позволит увеличить рост продаж новых автомобилей до 1,6 млн штук (+11%) по сравнению с 2016 годом. Ровно столько же машин в нашей стране продавалось два года назад, когда рынок свалился в стремительное пике очередного кризиса.
Минпромторг России ежегодно лоббирует продление программ поддержки автомобильного сектора экономики. В этом году на эти цели ведомство попросило и получило 62,3 млрд рублей. Хотя эта сумма в два раза ниже прошлогодних вливаний, всё равно для казны она ощутима. Для сравнения, примерно столько же составляет бюджет Владимирской области с населением в 1,4 млн человек.
Правительственные эксперты полагают, что Минпромторг переоценивает эффект своей помощи автопрому. Так, по их оценкам, если вообще убрать господдержку, то в 2017 году рынок фактически пришёл бы в равновесие, показав несущественное снижение — на 43 тыс. штук (–3%). В 2018 году потребность вливания такой же суммы денег в автомобильную промышленность ещё меньше, подсчитали сотрудники центра.
— С учётом реализации базового сценария прогноза Минэкономразвития, в 2018 году авторынок будет восстанавливаться за счёт положительной динамики основных макроэкономических показателей. Мы ожидаем, что без господдержки рост составит 15%, с господдержкой — 17%, — рассказал глава управления отраслей экономики Аналитического центра Григорий Микрюков.
Чем же обусловлена такая позитивная оценка будущего? Безусловно, россияне не стали больше зарабатывать, но есть ряд положительных моментов, которые должны отразиться на потреблении, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
— В числе позитивных факторов — низкая база продаж прошлых лет, накопленный отложенный спрос. К тому же сейчас подходит пора очередной волны смены автомобиля для тех людей, которые покупали их новыми в 2012–2013 годах, когда всё было хорошо и объёмы продаж были высокими. Кстати, падение авторынка в 2014–2015 годах подкреплялось ещё и тем, что автомобили меняли те, кто купил его в предыдущий кризис. Таких людей было заведомо меньше, — объяснил глава «Автостата».
Программы Минпромторга жизненно важны для российских производителей, убеждён исполнительный директора Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. По его мнению, без них автозаводы были бы существенно недозагружены, что повлекло бы за собой цепочку падения производства в смежных областях экономики, заводам пришлось бы сокращать персонал, увеличивая безработицу.
Поддержка автомобильной отрасли нужна, но она должна быть адресной, считает управляющий партнёр ERUssia Partners Сергей Бургазлиев.
— Я более склонен к оценкам Минпромторга в плане эффекта программ на отрасль. Другое дело, что меры поддержки спроса должны быть в большей мере направлены на потребителя. Почему бы не создать спецпрограммы для покупателей автомобилей с газобаллонным оборудованием или, скажем, индивидуальных предпринимателей? А сейчас фактически эти программы в большей степени помогают автопроизводителям, а не гражданам, — заключил собеседник.