Россияне отказываются от пластиковых карт из-за кризиса


В этом году резко увеличилось количество россиян, которые не пользуются пластиковыми картами в магазинах и для оплаты услуг в банкоматах. Экперты объясняют, что в кризис важно контролировать расходы, а делать это, расплачиваясь наличными, легче. Среди причин также уход бизнеса в тень, сжатие рынка кредитов и рост недоверия к банковской системе в целом.

Россияне стали реже расплачиваться банковскими пластиковыми картами в магазинах и за услуги в банкоматах, свидетельствуют результаты опроса холдинга «Ромир». Респондентов, как и 3 года назад, спрашивали, сколько карт у них есть и сколькими они пользуются регулярно.

Выяснилось, что почти 18% опрошенных вообще не имеет карт в кошельке. 3 года назад доля подобных ответов была в 4,5 раза меньше и составляла 4%.

Без пластика легче экономить

«В тяжелой экономической ситуации россияне внимательнее относятся к своим тратам. Возможно, поэтому многие отказались от виртуальных платежей, которые психологически труднее контролировать», — резюмируют аналитики «Ромира».

Интересно также, что втрое сократилась доля тех, кто использует карты для накопления средств: с 33% в 2012 году до 11% в текущем. «По мере развития интернет- и мобильного банкинга эта тенденция теряет какой-либо негативный посыл. Клиенту небезопасно хранить на карте большие суммы. Их нельзя быстро снять, могут быть проблемы с утерей, кражей карты и т. п., но можно просто держать их на накопительном счете, переводя с карточного в несколько кликов. Банк в таком случае ничего не теряет, а для клиента это безопаснее», — комментирует Илья Балакирев, главный аналитик UFS.

«Карты для накопления, скорее всего, не использовались и раньше: просто люди оставляли на зарплатных картах часть оставшейся зарплаты. Теперь у них такой возможности нет. Но это не проблема карточного рынка, а общая проблема российской банковской системы. Люди просто проедают сбережения прошлых лет. Такая ситуация сохранится, пока в силу внешних факторов (рост цены на товарные ресурсы) реальные доходы граждан не возобновят свой рост», — считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Василий Сапожников.

При этом динамика реальных располагаемых доходов населения оптимизма не внушает: показатель падает с октября 2014 года и в июне составил –3,5% год к году. Сам по себе потребительский спрос продолжает снижаться, что подтверждается и объемом розничных продаж, которые в июне сократились на 9,4% в годовом выражении.

Экономию банки замечают по уменьшению количества транзакций. «Число клиентов, проводящих транзакции, синхронно снизилось в острую фазу кризиса (октябрь 2014 — февраль 2015 года), начиная с марта намечается восстановление в обеих категориях, но пока доля таких клиентов ниже показателей первого полугодия 2014 года», — сообщили в пресс-службе «ВТБ 24» по СЗФО.

Теневой бизнес обходится без зарплатных карт

Однако не только экономия влияет на статистику по банковским картам. «Очень вероятно, что снижение доли людей, имеющих банковские карты, связано с уходом части бизнеса, особенно малого и среднего, в тень. В основном это повлияло на использование так называемых зарплатных карт», — предполагает Василий Сапожников. Илья Балакирев также видит в этом первопричину. «Люди теряют работу, маленькие компании отказываются от зарплатных проектов в банках, многие предприятия уходят в тень и возвращаются к оплате «в конверте», — говорит он.

В то же время в кризис лояльные клиенты с прозрачной кредитной историей — спасение для банков. Именно поэтому банки активно стараются продвигать зарплатные проекты, различные программы лояльности и премиальные пакеты услуг. Одна их таких мер — опция cash-back, которую год назад еще называли «убийцей наличных». Эта опция позволяет получать обратно на карточный счет определенный процент за сумму покупки, взамен банк получает свой процент от торговых точек за каждую операцию.

В среднем по рынку клиентам возвращается 1-3% от потраченной суммы. Иногда на карту возвращаются и до 10% израсходованных средств, но такие бонусы действуют в рамках краткосрочных акций или только по отдельным узким сегментам товарных групп. К примеру, у Сбербанка есть программа лояльности «Спасибо от Сбербанка» (бонусы в размере 0,5%), у «ВТБ 24» — бонусная программа «Коллекция» (до 5%), в банке «Открытие» карта «Гладиатора» возвращает 3% от суммы, «Хоум Кредит» по карте «Ставка на успех» позволяет вернуть 5% и т. д. По оценке Дарьи Ермолиной, директора по коммуникациям Тинькофф Банка, самыми популярными программами лояльности среди клиентов являются программы cashback и мильные программы, далее по популярности следуют кобрендовые бонусные карты, созданные в партнерстве с онлайн-ритейлерами.

Нет кредитов — нет кредитных карт

Банки уже отреагировали на падение спроса на пластик и сокращают выдачу. Согласно статистике, особенно это коснулось кредитных карт. По данным НБКИ за I квартал, банки выдали 570 тыс. кредитных карт против 1,35 млн карт годом ранее (выдача сократилась на 38%).

При этом, по словам экспертов, снижение выдачи зарплатных карт банки не пугает, а вот сокращение выдачи кредитных карт больно ударит по банковскому сектору. «Серые зарплаты все равно попадут в банковскую систему. А вот снижение эмиссии кредитных карт полностью находится в текущем тренде ухода банков с высокорискованного рынка необеспеченных кредитов. В долгосрочном плане это снизит маржинальность банковского сектора», — опасается Василий Сапожников.

Под ударом от снижения выдачи кредитных карт оказались банки, которые делали ставку на карточные проекты, активно развивали карточное кредитование и в целом действовали достаточно агрессивно, чтобы поставить объем портфеля впереди его качества, говорят аналитики. «Русский Стандарт», ХКФ, даже ТКС — все эти банки ощутимо пострадали от ухудшения конъюнктуры и теперь решают, что им дальше делать с этим сегментом бизнеса. Но если крупные банки могут запустить более агрессивные программы лояльности (что иногда может быть жестом отчаянья — вспоминаем Мастер Банк) и переждать тяжелое время, мелкие и средние игроки, видимо, предпочтут закрыть это направление или хотя бы сосредоточиться только на имеющихся клиентах», — предполагает Илья Балакирев.

Эффект отката и недоверие

Среди прочих тенденций, которые влияют на снижение спроса к этому банковскому продукту, эксперты называют эффект отката после агрессивного развития карточного бизнеса в предыдущие годы. «Многие клиенты обожглись на неожиданно высоких комиссиях и процентах, которых они не ожидали, и теперь предпочитают не связываться с любыми картами. Кроме того, многие банки сворачивают сети отделений и банкоматов и пользоваться картами зачастую становится просто сложно», — говорит Илья Балакирев. Также, по его словам, на рынке до сих пор наблюдается дефицит наличных денег и многие компании, магазины, поставщики предлагают покупателям скидки за наличный расчет (или доплату за безналичный).

«Можно и в целом говорить о падении доверия к банковской системе. Наиболее недоверчивые граждане предпочитают не хранить в банках крупные суммы», — подчеркивает Илья Балакирев. «Несмотря на то, что число клиентов у крупных банков, входящих в «большую десятку», выросло благодаря проводившейся за последние 3 года чистке банковского сектора, стоит признать, что не все пострадавшие клиенты поспешили продолжить сотрудничество с финансовыми организациями, потеряв к ним доверие. За последние 3 года было отозвано 199 лицензий. Можно предположить, что часть населения просто отказалась от использования банковских карт и иных услуг», — считает Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club.

Меньше карт — больше денег

Россияне, которые все-таки пользуются пластиковыми картами, согласно данным «Ромира», предпочитают иметь одну карту вместо нескольких карт разных банков. Если в 2012 году двумя-тремя картами владели 53% опрошенных, то в этом году такой ответ дали 24% респондентов. И, наоборот, сегодня о наличии одной карты заявили 53% участников опроса, тогда как 3 года назад таковых насчитывалось 28%. «Пришел конец эйфории от использования сразу нескольких карт одновременно. Основные средства сосредоточены на одном счете. Платежи одной картой легче контролировать», — констатируют аналитики «Ромира».

Аналитики связывают это с повышением финансовой грамотности россиян. «Некоторые клиенты становятся более осторожными и осваивают новые продукты. Уходят в онлайн-банкинг, стараются не держать на картах крупные суммы, чтобы избежать мошенничества и т. п., заводят одну карту на пять счетов вместо пяти разных карт — это следствие повышения финансовой грамотности. Такая тенденция тоже есть, но, разумеется не в числе доминирующих», — констатирует Илья Балакирев.

«Одна из причин в том, что за 3 года люди поняли, что кредитная карта является очень дорогим кредитным ресурсом. Например, человек имеет кредитную карту с лимитом, равным его месячной зарплате. Он полностью расходует один раз кредитный лимит, а потом пользуется револьверным принципом и то погашает часть задолженности, то опять выбирает весь лимит. Так проходит 3 года, человек все в том же кредитном лимите находится, а за 3 года уже заплатил три годовые ставки. Тогда волевым усилием клиент погашает кредитную карту и закрывает ее», — комментирует Вадим Исаков, территориальный директор банка «БКС Премьер».

Dp.ru

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий