Учреждение, о котором пойдет речь, не пользуется широкой известностью у населения, точнее, к его услугам гражданам вообще не приходится прибегать. Сюда вхожи исключительно юридические лица, да и то далеко не все. Однако слово, определяющее название этой структуры, которая, безусловно, играет важную роль не только в жизни государства вообще, но и в жизни района, города, давно и прочно утвердилось в русском языке. Если обратиться к толковому словарю Владимира Даля, там найдем следующее определение: «Казначейство — присутственное место, заведующее приходом, хранением и расходом казны».
Конечно, со времен Даля деятельность этого учреждения претерпела значительные изменения. Начать с того, что система управления казной, существовавшая в России еще в эпоху Ивана Грозного, оформившаяся в самостоятельное ведомство в начале 19 столетия, после Октябрьской революции была упразднена вовсе — с передачей функций Народному банку РСФСР. В Советском Союзе роль государственного распорядителя исполнением бюджета была поручена Госбанку СССР. И только в 1992 году вновь создается централизованная система при Минфине РФ — Главное управление Федерального казначейства с подчиненными ему территориальными органами, — призванное исполнять федеральный бюджет и контролировать использование казны.
Выборгское отделение (как оно официально называется сегодня — отделение по Выборгскому району Управления Федерального казначейства по Ленинградской области) недавно отметило тринадцатую годовщину своего существования. Как рассказала его руководитель Татьяна Дубкова, эта государственная служба начала работать в стенах многонаселенного на тот момент здания на Пионерской, 4 — с 30 сентября 1993 года. И по сей день коллектив в 40 с лишним человек ютится в нескольких тесных комнатах этого учрежденческого «общежития», но теперь, правда, с перспективой скорого новоселья.
То, что Выборгскому отделению выделили средства на строительство — красноречивое свидетельство того, что службе в государственном масштабе придается немаловажное значение.
— Мы давно искали подходящее помещение, но не могли найти. И Минфин принял решение о финансировании нового строительства, — рассказывает Татьяна Дубкова. — Но процесс затянулся: в 2002 году нам выделили деньги на проектирование здания, а потом про нас забыли. Только в 2004 году получили первый транш на стройку, был сделан фундамент, но затем финансирование опять прекратилось. В этом году, наконец, денег хватило на то, чтобы выполнить основной объем работ. Сейчас подрядчики достраивают второй этаж и готовятся приступить к отделочным работам.
Двухэтажное здание на Комсомольской общей площадью больше тысячи кв. метров, куда выборгские казначеи надеются переехать в будущем году, — не единственная новостройка УФК в Ленобласти. В новое здание переехали уже гатчинские казначеи, а кроме Выборга строительство за счет федеральных денег ведется в Луге.
При этом территориальные органы федерального казначейства с каждым годом все меньше соответствуют определению Даля — «присутственное место». Сказывается, во-первых, развитие самой государственной бюджетной политики: в результате административной реформы 2004 года казначейство было выделено из состава Минфина в самостоятельную федеральную службу, на которую теперь возложено только исполнение федерального бюджета в форме кассового обслуживания. Тогда как раньше казначеи занимались еще и распределением налогов и неналоговых платежей между тремя уровнями бюджета, а также вели контроль за расходованием государственных средств.
Если говорить о постоянных клиентах отделения, их круг ограничен прописанными на территории района учреждениями и организациями федерального подчинения (государственные инспекции, таможня, УВД, воинские части и так далее) — всего их 54. Что касается непосредственно посетителей казначейства — это главные бухгалтеры и кассиры названной группы учреждений.
Впрочем, число самих посещений тоже постепенно сойдет на «нет» — в государственную финансовую сферу успешно внедряются новейшие информационные технологии. В недалеком будущем всё прохождение документации (а каждый бюджетный рубль, как известно, подкрепляется у нас изрядным количеством бумаг) начнет осуществляться через СЭД — систему электронного документооборота, по которой выборгские казначеи уже работают, к примеру, с районным комитетом финансов. В этом году запланировано внедрить СЭД еще в 10 организациях. В перспективе зачисление денежных поступлений и кассовые выплаты будут обеспечиваться посредством единого федерального счета. Как поясняет Татьяна Дубкова, Правительство РФ решает задачу создания единого финансового пространства, чтобы видеть, сколько средств вообще на территории страны собирается, и на что расходуется. Сейчас органы казначейства, практически завершив работу над сводным реестром бюджетополучателей, озадачены созданием реестра государственных контрактов,
Вообще, по словам руководителя отделения (а Дубкова в этом качестве — с момента создания казначейства), — система развивается динамично, специалистам приходится постоянно учиться, осваивать новое. Казалось бы, это как раз и должно привлекать сюда молодежь, у которой сегодня профессия финансиста пользуется большой популярностью. Но, к сожалению, именно в этом отношении казначейская система и «хромает»: зарплаты у государственных служащих, каковыми в результате недавней реорганизации объявлены казначеи, настолько смешны, что молодые специалисты, едва обучившись финансовым премудростям, уходят в коммерческие структуры. «Воз», как водится, тянут ветераны — ведущие специалисты, пришедшие вместе с Татьяной Алексеевной Дубковой тринадцать лет назад.