В начале каждого года, при подведении итогов экономического развития Выборга и района, докладчики в числе лидеров, или как их прежде называли, флагманов местной промышленности, называли ООО «Хелкама Форсте Виипури». Но вот в 2009 году, на очередном подобном мероприятии, упоминать выборгский завод как одно из ведущих предприятий было бы неверно.
Мировой кризис обратил своё внимание и на компании, специализирующиеся на выпуске холодильного оборудования. С августа по декабрь 2008 года завод простаивал, заказов не было, пришлось объявить о сокращении персонала.
— Это было очень сложное время, — вспоминает генеральный директор ООО «Хелкама Форсте Виипури» Сергей Щедров.
– Действительно, не удалось избежать сокращения, но уже в январе начался набор работников для второй смены. Да и процесс сокращения мы постарались максимально смягчить за счёт некоторых внутренних перемещений. Начало 2009 года тоже выдалось непростым, ведь контракты были заключены ещё в прошлом году, а курс евро за прошедшее время вырос. А в закупке комплектующих мы процентов на 40 зависим от импортных поставок. Соответственно, существенно возросли затраты на производство.
Тем не менее, сейчас, по словам Сергея Викторовича, ситуацию на предприятии можно оценивать как довольно оптимистичную и констатировать, что скептические прогнозы в отношении будущего выборгского завода, имевшие место в первые шесть месяцев текущего года, не сбылись. Конечно, этот год будет убыточным, но главное, что удалось сохранить на плаву предприятие, не допустить массовых увольнений, найти пути решения проблем, которые до кризиса не давали о себе знать.
За счёт чего удалось вырваться из прорыва? На заводе претерпела изменения закупочная и реализационная политика. Руководство «Хелкамы Форсте Виипури» находится в постоянном диалоге с поставщиками и заказчиками, стараясь договориться об оптимальных сроках расчётов как за поставку комплектующих, так и за выпущенную продукцию. Не все идут навстречу, но те, кто видит в выборгских холодильщиках надёжных стратегических партнёров, всегда готовы к консенсусу. Приходится использовать и заёмные средства, хотя с банками в условиях кризиса разговаривать ох как непросто.
Разрабатываются новые варианты оплаты за произведённую продукцию. Например, сейчас прорабатывается возможность использования факторинга. Вкратце суть этого метода в том, что банк, выступающий, как финансовый агент, платит за поставку продукции, а уже потом фирма-заказчик рассчитывается с банком.
— Если прежде на предприятии делали упор на сокращение затрат по комплектации, то теперь, продолжая работать в этой области, мы ищем и другие пути уменьшения расходов, — рассказывает Сергей Щедров. – На заводе разработан и реализуется проект «Увеличение рентабельности работы предприятия». Проект разбит на направления, в рамках которых сотрудники выдвигают свои предложения.
Кризис плох ещё и тем, что развивается, условно говоря, по цепной реакции. Умерили аппетиты крупные пивоваренные компании, значит, упал спрос на холодильное оборудование, соответственно, нелегко приходится холодильщикам. Рынок обвалился в два раза. Заказчики формируют свои бюджеты по минимуму. Смущает ещё и то, что российское правительство планирует увеличить акцизы на пиво на 200 процентов. В таком случае пивоварам будет совсем не до расширения производства, значит, не выглядят радужными перспективы и у холодильщиков.
Но пока, исходя из результатов последних тендеров, генеральный директор «Хелкамы Форсте Виипури» рассчитывает, что в 2010 году заказов станет больше, и загрузка возглавляемого им предприятия возрастёт на 10 процентов. Что касается рынка производства холодильного оборудования, то ещё недавно обстановку на нём можно было признать нервозной, так как ради заказов отдельные конкуренты не гнушались не совсем честными приёмами, например, демпинговыми ценами. Сейчас ситуация постепенно приходит в норму.
Кризис заставил активно искать способы зарабатывания денег. В прошлом году в опытном порядке на выборгском заводе был организован участок по ремонту бывших в употреблении холодильников. Заказами обеспечила компания «Пепси», и выяснилось, что дело это выгодное. Ведь агрегаты выходят из строя. В сервисных центрах их не ремонтируют, утилизировать – целая морока. А на выборгском заводе «Хелкама» холодильник осмотрят, промоют, отремонтируют, протестируют, да ещё и гарантию дают. Холодильник почти как новенький, и на полцены дешевле!
Под ремонтный участок выделено место, работники, есть конвейерная линия. После «Пепси» к услугам выборжан решила прибегнуть знаменитая «Балтика». Кстати, переобучать работников не пришлось, ведь сборочные и ремонтные операции во многом схожи. Да и опыт есть: и раньше приходилось разбираться с бракованной продукцией, хотя её процент невелик.
— Мы стали более тесно сотрудничать с нашей дилерской сетью, с мелкими заказчиками, — говорит Сергей Щедров. – Прежде, когда выполняли крупные заказы мощных стратегических партнёров, доля заказов мелких компаний составляла не более 5 процентов от общего объёма, сейчас это уже 10 процентов. Правда, раньше и производственные мощности были загружены максимально, как это было два-три года назад.
Отрадно, что, несмотря на сложные времена, социальная политика ООО «Хелкама Форсте Виипури» остаётся на высоте. Добровольное медицинское страхование, конкурентоспособная зарплата, горячее питание, доставка на работу и домой, спецодежда, аренда спортзала и прочие приятные «мелочи», от которых в пору кризиса отказались многие предприятия, всё это остаётся в силе. «Коллектив на предприятии довольно молодой, наверное, потому, что и молодой директор», — смеётся Сергей Щедров. Сергей Викторович когда-то начинал здесь рядовым сборщиком (сейчас заканчивает Выборгский филиал СЗАГС), так что производство знает досконально.
— Приходилось слышать, что наш завод вот-вот закроется, всё рушится-валится, — резюмирует г-н Щедров. – Но вот обратный факт: недавно мы стали лауреатом международной премии «Элита национальной экономики». Это очень престижная награда и, конечно, здесь заслуга всего коллектива, в том числе бывшего генерального директора Валерия Ременюка.
Выборгский завод «Хелкама» уверен в своём будущем. И постепенно расширяется: недавно к основному производственному корпусу пристроили новое помещение. Теперь общий объём производственных площадей составляет 4.000 кв. метров. Правда, не обошлось без претензий со стороны надзорных органов, но в России благое дело редко остаётся безнаказанным.
Сергей Карсаков, «ВВ» karsakow@vyborg-press.ru