Намерение России с 1 июля в 2,5 раза поднять экспортные пошлины на круглый лес, а в ближайшие 2 года довести повышение и до 10-кратного вызвало в деловых кругах Финляндии тревогу за дальнейшую судьбу своей бумажной промышленности.
Реакцию этих кругов опубликовала на своих страницах газета «Файнэншл Таймс», а в «ВВ» эта публикация была перепечатана в сокращенном виде (№30 от 20.04.07, стр.7).
Тревога-то вполне понятна. Финляндия около 20% перерабатываемого лесного сырья ввозит из России, в чем выборжане убеждаются воочию, наблюдая идущие в сторону Суоми железнодорожные составы и автолесовозы, следующие туда же через Торфяновку и Брусничное. Тревога тревогой, но и рынок есть рынок. И, ежели дорог будет российский лес, то и не покупайте — кто ж вас неволит? Как сказал недавно, будучи в Сыктывкаре, первый вице-премьер нашего правительства Сергей Иванов, страна не намерена снабжать дешевым лесным сырьем государства, расположенные по всему ее периметру.
Вывоз леса «кругляком» в Финляндию вот уже который год оказывает вляние на ситуацию в этом сегменте рынка в нашем регионе и особенно — в приграничном Выборгском районе. Посчитайте, много ли появилось в районе деревообрабатывающих предприятий с финским капиталом? Было когда-то одно под названием «Вилан», да быстро слиняло. И не перерабатывало оно, а пыталось дорабатывать уже готовые пиломатериалы до европейского качества. А много ли в районе своих предприятий, глубоко перерабатывающих лес? Назовешь «Рощинский дом» и задумаешься… Поскольку остальные ни количеством, ни качеством не блещут. Даже российско-турецкий «Экурус», хотя и выделяется среди прочих своей перерабатывающей направленностью, но скандинавам, полагаю, — не конкурент.
Ну не хотят бизнесмены вкладывать свои кровные в лесопереработку — и все тут. Объясняется же это очень просто. Ведь куда выгоднее гнать лес «кругляком» в Финляндию. Для этого не надо вкладывать большие средства в строительство перерабатывающих заводов, а просто: срубил — раскряжевал — отгрузил — получил денежки. Стоить ли говорить, что такая ситуация породила и воровство древесины на корню. Ведь не на сруб же для дачи или баньки незаконно промышляют сосну и ель в делянках «лесные братья», а чтобы продать браконьерским путем добытую древесину фирме, поставляющей «кругляк» заводам Финляндии. Стоит ли говорить, что сдвиг в сторону экспорта леса в виде сырья в Суоми, повлиял и на повышение цен на древесину и все деревянное на внутреннем рынке. Посмотришь, какая-нибудь сработанная из отходов обзолистая рейка в магазине предлагается по цене буханки хлеба… Да и дровишки, которые «… из лесу, вестимо», ценой не обрадуют бабушку с русской печью.
Заметим, однако, что решения на высшем правительственном уровне принимаются не с бухты барахты, а с дальним прицелом. Чтобы одни процессы придержать, другие — стимулировать. Сие в политграмоте называется рычагами влияния государства на экономику. Ведь объявленные намерения правительства не ограничиваются только повышением пошлин на вывоз «кругляка». Они идут в паре со снижением пошлин на вывоз готовой лесопродукции ( пиломатериалов, мебельных плит, клееных строительных конструкций и прочих продуктов переработки). Финнов же в значительной части интересует не пиловочник, а сырье для бумажной промышленности — баланс. Березовый — в том числе. Березы в Суоми почти нет, а у нас — завались. Ну, так и стройте заводы у нас: будете покупать древесину по российским внутренним ценам, а продукцию — гнать за рубеж с низкой пошлиной.
Но, по словам той же «Файнэншл Таймс», финны, возмущенные тем, что Россия, имеющая возможность в год заготавливать безущербно для природы 600 млн. куб. м. леса, не вырубает и трети этого количества, в то же время говорят: строить в России свои заводы им дороговато будет. Мол, кроме инвестиций в 1 млрд. евро надо будет еще дороги прокладывать, подъездные ж.д. пути строить и прочую инфраструктуру создавать. Дескать, построить завод у черта на куличках не так-то просто. Согласитесь, сами они и объясняют, почему Россия не в состоянии весь лес вырубить. Ведь территориально наши страны сравнить — так Слон и Моська. Из глухой тайги по бурелому и бездорожью лес еще доставить надо к месту отгрузки. Так не лучше ли заводы построить в этих лесных массивах?
Потому и опасен «сплав» кругляка в Финляндию особенно для Ленобласти, что она ближе всего к ее заводам. Не будет же фирма тащить лес с Дальнего Востока, ежели он есть под боком у покупателя. В первую очередь и переведут весь лес на «кругляк» в Ленобласти и Карелии. Потому население нашего района на составы, идущие за границу, смотрит с тревогой и болью. Так что меры, предпринятые правительством относительно экспортных пошлин на круглый лес, сохранят от сведения на «нет» наши леса. Но главная их цель — привлечь зарубежные инвестиции в строительство перерабатывающих заводов. Ведь, как сообщает «Файнэншл Таймс», в России древесины хватит аж на 100 новых предприятий да еще и останется.
Вот и стройте, господа хорошие! Считаете, дороговато обойдется?… Тогда, может, дешевле будет из Бразилии «кругляк» таскать…
Обсудить материал или оставить комментарий можно на нашем форуме.