Заметная стабилизация рубля по отношению к евро и доллару в течение последних двух недель на ситуацию с потребительскими ценами никак не повлияла. «ВВ» уже затрагивали эту тему: несмотря на то, что удорожание продуктов обычно связывают с валютной составляющей, стоимость отечественных продуктов, в том числе сельскохозяйственных, также продолжает расти.
На это есть объективные причины: существенное влияние на рынок оказывают рост тарифов естественных монополий, увеличение расходов на железнодорожные перевозки и рост издержек на упаковку и оборудование, перечислили в «Руспродсоюзе». (ТАСС от 13 марта 2015). Председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко добавляет в этот перечень удорожание кредитов, кормов, ветпрепаратов, техники, семян и скота.
С другой стороны, отраслевые союзы агросектора России выступают против возможности государственного регулирования оптовых цен на социально значимые виды продовольствия. Такая мера может вынудить производителей отказаться от выпуска этих продуктов в пользу маржинальных, привести к сокращению ассортимента или к убыткам, считают опрошенные ТАСС эксперты рынка.
Однако, как сообщает газета «Ведомости», крупнейшие ритейлеры (X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», «Лента» и другие) подготовили соглашение о заморозке цен на два месяца. Сетевые магазины, во-первых, составляют сильную конкуренцию торговым точкам сельхозпроизводителей, во-вторых, заинтересованы в удержании своего покупателя, поэтому способны снижать цены на продукты первой необходимости или замораживать их.
Естественные рыночные факторы гораздо эффективнее регулируют цены, считают эксперты. «Сегодня ни производители, ни торговые сети не заинтересованы в росте цен: он приводит к снижению спроса на товары, молоко и молочные продукты в том числе, к падению потребления», — подчеркнул глава «Союзмолока» Даниленко.
Тогда почему эти «естественные» факторы, к которым можно отнести стабилизацию рубля по отношению к евро и явное снижение покупательской способности населения, никак не влияют на ценообразование, например, в молочной отрасли?
Если взять молоко и молочные продукты в Выборгском районе, то предложений от производителей более чем достаточно: свежая продукция 4-5 районных предприятий всегда в наличии – молоко, творог, сметана. Плюс к этому — товары «дальних» производителей с длительным сроком хранения. Все пока на плаву, никто не обанкротился. Но раскупаются, в первую очередь, недорогое молоко и творог.
Компания «Лосево» — крупнейший в регионе производитель молочных изделий, имеет 15 фирменных магазинов в области и Петербурге. Ежедневно выпускает более 15 тонн продукции. Недавно представительство фирмы в Питере перебралось в престижный офис на Пироговской набережной. Можно предположить, лосевцы не бедствуют. Однако и гендиректор ГК «Лосево» Эльдар Беглов против искусственного регулирования цен, считая, что «цены по приказу не останавливаются».
«Если власти попытаются зафиксировать цены, возможно два варианта развития ситуации, — говорит Эльдар Беглов. — Первый, когда за соблюдением этих требований никто следить не будет, и все легко станут их обходить, тогда не изменится ничего. Второй — будут жестко следить, тогда мы увидим повторение событий конца 80-х — начала 90-х: пустые полки магазинов, искусственный дефицит и резкий взлет цен после того, как ограничения будут сняты. К декларациям ритейлеров я бы тоже относился спокойно. Например, у молока, которое они относят к списку социально значимых товаров, срок хранения — полгода. Поэтому нетрудно закупить его впрок и зафиксировать цены на два месяца. Если в стране двузначная инфляция, как могут не дорожать продукты? Надо не с ценами бороться, а пытаться выправить экономическую ситуацию в стране. Это сложно, но пока она не выправится, пока инфляция не вернется хотя бы на докризисный уровень, цены неизбежно будут расти».
В свой черед у обывателя, наверное, возникает вопрос: а как выправить экономическую ситуацию, если цены после взлета не опускаются НИКОГДА? Если даже предложение временно заморозить цены на отдельные продукты вызывает такое ожесточенное сопротивление, и даже у сельхозпроизводителей, которым не только обещана господдержка, но и уже выделены средства… Так, агропромышленный комплекс Выборгского района в 2014 году получил в сумме 326,8 миллиона рублей из бюджетов всех уровней. Логично предположить, что и «обратное» регулирование государством процессов, связанных с кризисом, могло бы найти поддержку у крупных производителей. Но не находит.