“Осло Марин” нашла новое применение старому терминалу. Когда-то Выборгский морской торговый порт являлся одним из ведущих грузовых терминалов на северо-западе СССР. Предприятие работало с полной нагрузкой, вагоны и корабли разгружались и загружались круглосуточно, бригады докеров-механизаторов трудились в три смены, жизнь, что называется, кипела. Случалось, что в год порт переваливал до трёх миллионов тонн груза.
После крушения Советского Союза выборгский терминал стремительно терял былую привлекательность, что объяснялось устаревшей инфраструктурой порта, небольшой глубиной подходных путей, отсутствием возможности для развития, ведь предприятие, “подпираемое” судостроительным заводом, находится в городской черте.
Для порта наступили не самые лучшие времена. Не удивительно, что он несколько раз менял хозяев. Придя к власти, новые владельцы терминала строили планы стратегического развития, уверяли, что, на самом деле, порт ещё способе на многое, но в итоге через некоторое время продавали своё имущество фирмам, желающим попробовать себя в роли портовладельца.
Постепенно Выборгский порт превратился в младшего брата порта Высоцкого. Последний когда-то считался портопунктом, куда с целью исправления отправляли на “штрафные” работы выборгских докеров. Но затем Высоцк сделал ставку на уголь и не прогадал. Работа с чёрным “золотом” позволила Высоцкому порту зарекомендовать себя как одного из самых мощных российских угольных терминалов на Балтике. Последовать его примеру Выборгский порт не мог. С углем он понемногу работал, но, конечно, не в таких масштабах. К тому же делать ставку на сыпучие грузы, когда в 50-ти метрах от портовской территории находятся жилые дома, обитатели которых совершенно не желают вдыхать угольный аромат, глупо.
Потому порт почти не изменет свою грузовую номенклатуру. Лес, минеральные удобрения, металлолом, алюминий, цемент. Работа с этим грузом позволяла Выборгскому порту более-менее держаться на плаву. Один из последних владельцев предприятия – ООО “Роса Холдинг” – рассматривал вариант переоборудования порта под работу с контейнерами, но дальше разговоров дело не пошло. А в прошлом году акционеры решили, что стоит сконцентрироваться на Высоцком порту (которым также владела “Роса Холдинг”) и продали порт в Выборге Группе компаний “Осло Марин”.
По слухам, стороны стремились оформить сделку как можно быстрее, что объяснялось как желанием покупателей поскорее пустить приобретение в дело, то есть в зарабатывание денег, так и намерением продавцов поскорее избавиться от малорентабельного актива. На оформление сделки ушло только четыре месяца, хотя обычно подобного рода процедуры занимают значительно больше времени.
Президент “Осло Марин” Виталий Архангельский не скрывал, что имелись и другие претенденты на покупку Выборгского порта, потому изначально предложенная цена в результате переговоров была увеличена. По замыслу г-на Архангельского, терминал будет специализироваться на перевалке контейнеров и автомобилей. При этом отчасти сохранится прежняя грузовая номенклатура. В частности, “Осло Марин” не намерен отказываться от работы с пиловочником и виноматериалами.
Не будет забыт и приобретённый в своё время комплекс для перегрузки удобрений. Более того, есть планы его модернизации, что потребует закупки современного импортного оборудования. За прошедшее с момента приобретения Выборгского порта Группой компаний “Осло Марин” время проведена серьёзная модернизация технологической базы предприятия. О перспективах порта можно будет с большей уверенностью судить, если удастся отремонтировать причалы и углубить подходной фарватер. Здесь многое зависит от позиции государственных структур.
Сейчас порт работает с судами, чья длина не превышает 140 метров, а осадка – шести с половиной метров. В идеале нужно углубить подходной канал, чтобы обеспечить проходную осадку судов до семи с половиной метров. Тогда, кстати, можно будет подумать и об организации пассажирско-туристической линии. Точнее, о её возвращении, ведь когда-то, ещё в финском Выборге, порт уделял этому направлению серьёзное внимание. Подобная идея не кажется несбыточной, тем более, что в этом заинтересованы финские компаньоны “Осло Марин”.
Но пока Выборгский порт продолжает работу с той же грузовой номенклатурой, что была и при прежних владельцах терминала. И, как выясняется, не совсем законно. Это подтвердила проверка Северо-Западной транспортной прокуратуры, в ходе которой выяснилось, что ООО “Порт Выборгский” осуществляло погрузочно-разгрузочные работы без необходимых лицензий. Такие же претензии предъявлены и Высоцкому порту. Надо полагать, что этот досадный штрих не испортит имиджа “Осло Марин”, намеренного вернуть былую славу Выборгскому порту, уже как терминалу, специализирующемуся на перевалке контейнеров и автомобилей.