Порты Прибалтики к 2018 году останутся без российской нефти
На днях внимание прессы было приковано к Приморску, где находится один из крупнейших нефтеналивных портов России — «ООО «Транснефть — Порт Приморск». Он был упомянут в ходе состоявшейся в Кремле встречи президента РФ Владимира Путина с главой «Транснефти» Николаем Токаревым.
Как заявил президент компании, «Транснефть» намерена переориентировать эскпортные грузопотоки на Ленинградскую область и Новороссийск, минуя порты Прибалтики.
Николай Токарев сообщил, что «в соответствии с поручением правительства мы переориентируем грузопотоки с прибалтийских портов, Вентспилса и Риги, на наши балтийские порты — это Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск», — цитирует главу компании агентство «Интерфакс».
«Если в прошлом году там (в Прибалтике) переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн тонн. До 2018 года мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей», — заявил Токарев. По словам руководителя «Транснефти», заводы позволяют загрузить нефтепродуктопроводную магистраль до 32 млн тонн, и часть мощностей, которые не востребованы под нефть, будет переориентирована. Это произойдет в направлении Приморска (поставки до 25 млн тонн дизельного топлива) и в направлении Новороссийска с Волгоградского завода и группы НПЗ Краснодарского края.
Известно, что в 1980-е годы основная часть внешнеторговых грузоперевозок СССР на Балтике шла через советские прибалтийские республики. В России находилось 4 из 9 балтийских портов СССР, при этом порт в Калининграде не имеет прямого сухопутного сообщения со страной. Для минимизации зависимости от иностранных портов в 1993 году было принято распоряжение правительства о строительстве трех новых портов в Ленинградской области. Строительство Приморского торгового порта началось в 2000 году. Сейчас он является крупнейшим российским нефтеналивным портом на Балтике, это конечная точка Балтийской трубопроводной системы, как и Новороссийский морской торговый порт, входит в группу НМТП, подконтрольную «Транснефти» и «Сумме».
Главный редактор информационно-аналитического агентства Portnews Виталий Чернов считает, что основной объем грузов нефтепродуктов, которые перебросят из Прибалтики, придется на Приморск, который к 2018 году планирует увеличить перевалку с 15 млн до 25 млн тонн нефтепродуктов, а также Новороссийск. Чернов высказал мнение, что российские порты справятся с этим объемом грузов: «Транснефть» как раз реализует два инвестпроекта «Север» и «Юг», связанных с увеличением мощностей по прокачке нефтепродуктов на порты Приморск и Новороссийск».