Из истории Выборгской губернии
Первые кадетские корпуса в России появились во времена правления императрицы Анны Иоановны. Их двери были открыты для детей дворян — для подготовки их к военной карьере. Хотя многие историки справедливо считают, что прототипом корпусов служили навигацкие школы, основанные Петром Великим.
Шведское начало
Гордость Великого княжества Финляндского — знаменитый Финляндский кадетский корпус, существовавший с 1812 по 1903 годы, был изначально связан с именем полковника шведской армии барона Спренгтпортена, который долгие годы, будучи на королевской службе, разрабатывал планы обороны на случай войны с Россией. Несмотря на свои заслуги, он как-то оказался в немилости у короля и после долгих скитаний по Европе, в 1786 году решил перебежать на русскую сторону. Полковник был принят на службу к Её Величеству Императрице Екатерине радушно. Возможно потому, что явился с пакетом ценных сведений об извечном противнике России — Швеции. И даже не просто «пришёлся ко двору», а в дальнейшем получил звание генерал-майора, был награждён имениями и крепостными крестьянами, несколько лет руководил Выборгской губернией, будучи уже в графском титуле.
Наиболее полные сведения об истории Финляндского кадетского корпуса изложены в юбилейном издании, хранящемся в библиотеке Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге, увидевшем свет в 1887 году и разошедшимся весьма небольшим тиражом по Великому княжеству Финляндскому.
Ещё в 1782 году военная школа для сыновей финляндских дворян в шведском королевстве в Куопиоском лене была образована именно Спренгтпортеном. Расположена была школа в его собственном имении Брахелинна, а необходимость её создания именно как чертёжной школы была обусловлена проведением подробной рекогносцировки Восточной Финляндии.
Спустя 6 лет, с началом противостояния с Российской империей, школа была расформирована, но в 1791 году возродилась вновь под названием «кадетская школа». Эту школу тогда инспектировал сам командующий шведскими войсками в Финляндии генерал граф Фридрих Поссе. Школа ещё не раз закрывалась и открывалась вновь, переформировывалась и наконец была закрыта во время русско-шведской войны 1808-1809 годов.
Новое рождение
После заключения Фридрихсгамского мира ещё один шведский перебежчик, полковник Отто Карл фон Фиянт, представил председателю комиссии по делам только что образованного Великого княжества Финляндского графу Г. Армфельту проект учреждения в имении Гапаниеми (Хапаниеми) Финляндского топографического корпуса. Таким образом, в марте 1812 года под названием «Корпус военных топографов» учебное заведение возродилось вновь, но уже на территории российской Финляндии.
Поначалу корпус состоял из 9 офицеров, адъютанта и 6 штатных кадет. Последние топографическому делу обучались бесплатно, получали в год по 200 рублей на обмундирование и прочее содержание, считаясь при этом на действительной военной службе.
Судя по Уставу кадетского корпуса, в программу занятий входили необходимые в топографии предметы — математика, физика, механика, астрономия, гражданская архитектура и фортификация. Со временем корпус был поделён на 2 класса, затем на 3. Добавлялось количество предметов, в том числе Закон Божий, история, география, каллиграфия, артиллерия и тактика. Благодаря главному своему покровителю графу Армфельту корпусу из строго ограниченных поначалу задач были предоставлены новые значительные преимущества. На корпус обратил внимание даже Александр I, который «Высочайше изъявил соизволение о принятии Корпуса под Своё личное покровительство, но при условии вхождения оного отныне в ведение Главного штаба Его Императорского Величества…
«Через несколько лет число кадет выросло до 60, из которых только шестеро содержались за счёт казны, а прочие были «своекоштные» (на собственном пропитании). Поделённые на 4 класса, кадеты изучали русский, французский, немецкий и шведский языки, занимались строевой подготовкой, фехтованием, верховой ездой. Дважды в год проводились публичные смотры. Офицерам корпуса финляндских топографов предоставили право перехода тем же чином в свиту императора.
Сначала выпуск и производство в офицеры производился в течение года в зависимости от успешного обучения каждого кадета в отдельности. Затем выпуск стал производиться группами раз в году. В 1818 году из 62 кадет уже 26 содержалось за счёт казны.
«Обнять гимнастику и музыку»
В 1819 году корпус был переведён в Фридрихсгам (Хамина), так как случайный пожар полностью уничтожил его прежнее здание. Тогда же его переименовали в Финляндский кадетский корпус.
С 1813 по 1819 годы воспитанниками корпуса была подробно закартографирована местность в большинстве окрестностей Финляндии.
На протяжении всего времени существования, у корпуса шло своего рода соперничество с Пажеским Его Императорского Величества корпусом и Царскосельским лицеем за количество своих выпускников, попавших в свиту императора. Но в этом соревновании всякий раз лидировал лицей, хотя это заведение считалось исключительно гражданским. К примеру, авторы книги сетуют, что в 1817 году корпус пополнил придворное офицерство лишь пятью выпускниками, и то по квартирмейстерской части.
В 1819 году начальником корпуса стал Пётр Петрович Теслев, который ещё в бытность свою поручиком участвовал в первых съёмках местности Старой Финляндии — Выборгской губернии.
Судя по Уставу корпуса от 1830-х годов, «кадетский курс должен обнять латинский язык, рисование, гимнастику и музыку». Позднее в курс обучения были введены танцы. Наименее прилежные воспитанники или «с затруднениями в обучении» выпускались из корпуса в армию прапорщиками.
В 1830 году в Петербурге был создан Совет о военно-учебных заведениях под руководством цесаревича Константина Павловича, который очень пристально и ревниво наблюдал за успехами Финляндского кадетского корпуса. К этому времени число воспитанников увеличилось до 90 человек. И все кадеты находились на казённом содержании.
В корпус принимались юноши, выдержавшие конкурсный экзамен, который назначался на январь каждого года, но предпочтение всё же отдавалось сыновьям военных и дворян Великого княжества Финляндского. Ввиду огромного числа желающих обучаться в корпусе, в 1838 году количество воспитанников было решено довести до оптимального, до 120 человек, но уже за счёт 30 своекоштных.
Сплошные генералы
В течение 30-50-х годов XIX века обучение в корпусе неоднократно реформировалось, в том числе из чисто политических соображений. Например, было установлено преподавание всех военных и политических наук (в число последних входили история, география, статистика) вести строго на русском языке, а число преподаваемых на финском сократить до минимума. Введение всё новых проектов в деятельность корпуса, частая смена уставов, положений и табелей о рангах преподавательского состава говорит о том, какое значение петербургские кураторы корпуса придавали этому учебному заведению и его выпускникам.
А среди выпускников оказалось потом немало блистательных и талантливых офицеров высшего звена русской царской армии, героев войн на Кавказе и в Крыму, успешных царедворцев и политиков. В их числе бароны Владимир и Георгий (Нюландский губернатор) Альфтаны; Борис Индрениус — командующий войсками Финляндского военного округа; Эрнест Левстрем, взявший в апреле 1918 года Выборг, за что был произведён в генерал-лейтенанты; Христиан Окерблом — Выборгский губернатор с 1866 года; Виктор Прокопе — ещё один Нюландский и затем Ваазский губернатор; Вильгельм Теслев — будущий глава военного департамента республики Финляндия и ещё очень много выдающихся деятелей Финляндии. Конечно же, мы не забыли и барона Маннергейма, будущего маршала и президента Финляндии, поступившего в кадетский корпус в 1882 году, но исключённого впоследствии за частые дисциплинарные взыскания.
Финляндский кадетский корпус прекратил своё существование по политическим причинам: в самом начале процесса упразднения национальной гвардии Великого княжества Финляндского в 1903 году.