Гений места

В минувшее воскресенье, 15 февраля исполнилось 130 лет со дня рождения архитектора Уно Вернера Ульберга.

Двести разработанных проектов, около ста — воплощенных, только 20 из них — за пределами Выборга, восемь адресов на карте города, где он жил — такие цифры приводит Отто Меурман в своей монографии об Ульберге.

Здесь он родился, окончил гимназию, сюда вернулся дипломированным специалистом в 1906 году и работал до тех пор, пока в 1937 году не получил назначение на должность главного архитектора Медицинского управления в Хельсинки. О личной жизни Ульберга в открытых русскоязычных источниках крайне мало сведений. Не упоминается о детях, братьях-сестрах или потомках. Все статьи и документы касаются особенностей тех или иных построек зодчего, этапов творчества.

В 1906 году Ульберг основал архитектурное бюро совместно с Класом Акселем Гюлденом, просуществовавшее до 1909 года. Затем начал самостоятельную практику.

Универсальный мастер, Ульберг проектировал жилые дома, заводские корпуса, церкви, стадионы, здания различного общественного назначения. Из самых ранних построек, в духе “национального романтизма”, родственного “северному модерну” — дом Хакмана (Северный Вал, 5). Материальная среда впитывает духовные явления, идеи, витающие в воздухе, воплощаются в соответствии с “гением места”. Ульбергу близок карельский эпос, и истоки финского “национального романтизма” — именно там, в “Калевале”. Природные материалы — граниты, обработанные по-разному, светло-серые и темно-красные, мотивы северной природы в декоре фасадов — приметы северного модерна.

В 1926 году в Выборге состоялся съезд архитекторов северных стран, на котором постройки Ульберга получили высокую оценку. Заметим — это произошло до того как были возведены здания Окружного архива и Школы искусств, в которых воплотились идеи функционализма и открылась новая грань художественной одаренности автора.

Удивительно, как архитектор сочетал активную профессиональную деятельность с различными видами общественной. Он был членом общества “Друзья искусства”, преподавал в художественной школе, вместе с Меурманом был сопредседателем специальной топонимической комиссии местного отделения Финского литературного общества. Кроме того, Ульберг был признанным мастером акварельного рисунка, а в 1929 году выпустил книгу об архитектуре Карелии.

Сравнительно недолго — с 1932 по 1936 год Ульберг был главным архитектором Выборга. Однако возможность влиять на градостроительную ситуацию у него имелась и раньше: с 1918 года Ульберг возглавлял городскую комиссию по Генплану. Бережное отношение к истории, к памятникам было приоритетом в его подходе к вопросам реставрации. В 1923 году открылась обновлённая Круглая башня. Перед тем как приступить к разработке проекта реставрации, Ульберг специально поехал в Швецию для изучения крепостной архитектуры 16 века. На празднике в честь открытия присутствовало 300 человек — уважаемые в городе люди, техническая интеллигенция Выборга, общество “Друзья искусства”. В Круглой башне была создана особая атмосфера, благоприятствующая творчеству. На страницах ряда изданий появился дружеский шарж на архитектора с подписью “Уно Ульберг — друг Круглой башни”. Всеобщее признание как архитектор-новатор он получил именно после реставрации Круглой башни.

Известны некоторые детали, характеризующие активную позицию Ульберга во всех вопросах градостроения. Например, архитектор проявил себя как борец с кровельным железом, считая его неуместным даже на здании Выборгского замка. Он был первым, кто обратил внимание на рекламные щиты на зданиях. Об этом пишет архитектор Юхани Виисте: “Ульберг удачно решил эту проблему. Ясные и одинаковые по стилю рекламные щиты для всех магазинов — таково решение рекламы, и это единственно верный приём”.

В 1944 году Ульберг предложил масштабный проект реконструкции старой части Выборга, который, по замыслу, должен был выявить исторический ансамбль старого города. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Ульберг любил Выборг. Говорят, он приезжал сюда незадолго до смерти, уже в 1944 году: “Нет другого такого города на свете,” — произнес он, прощаясь.

В Выборге сохранилось более десяти построек мастера, в том числе — архитектурные доминанты, по сей день формирующие облик и определяющие стиль города. Идет реставрация исторических зданий (см. “Возвращенный Ульберг”, “ВВ” от 27.01. 2008). Безусловно, Ульберг для сегодняшних выборжан — весьма почитаемая фигура. Однако в городе нет ни мемориальной доски, ни улицы его имени. В то же время, за Круглой башней идет улица Пионерская — в чем сегодня смысл этого названия? Может быть, 130-летний юбилей — подходящий случай, чтобы комиссия по топонимике рассмотрела предложение дать одной из улиц имя знаменитого архитектора, так много сделавшего для Выборга.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий