Из истории Выборгской губернии
За семь веков существования Выборга в окрестностях города всего действовало не менее полутора десятка кладбищ различных эпох. Сегодня нам известна история лишь трёх из них: Ильинского, Ристимякского и Сорвальского. Так, в 2007 году в рамках проекта ЕС «Мемориальный парк Сорвали — наше общее культурное наследие» вышла в свет книга «Сорвали — роща памяти», совместный труд российских и финских исследователей, приоткрывший одну из забытых страниц истории Выборга. История всех прочих кладбищ — одна из множества городских загадок.
На Курьей лапке
Например, известно, что два древнейших кладбища в старом шведском Выборге были устроены на Гладком камне и на Курьей лапке. Кладбище на Гладком камне находилось на северо-западе от города, возможно, как раз на острове Сорвали, где с 1803 года были устроены богатейшие «каменные ломки». Здесь каменотёсы вырубали гранит большими блоками для строительства и благоустройства Выборга и Санкт-Петербурга. В частности, здесь же были добыты камни для строительства 58 колонн строящегося Исаакиевского собора весом 100 тонн каждая.
Кладбище на Курьей лапке, по всей видимости, самое древнее из известных в Выборге, располагалось на острове Кирконсаари (в районе современной гостиницы «Дружба» и железнодорожного моста), с южного входа в бухту Защитная. На старых планах Выборга этот остров в сочетании с узким мысом материка и небольшими выступами по очертаниям действительно напоминает куриную лапку. Остров этот исчез в результате строительства железнодорожной насыпи для уменьшения длины железнодорожного моста. В одноимённых трудах финских исследователей Лагута (1895 г.) и Руута (1906 г.) «История Выборга» можно встретить упоминание об этом кладбище. Усопших горожан шведского Выборга туда доставляли на лодках. Причём, далеко не всех. Простые горожане такой чести не удостаивались и места их захоронений неизвестны.
Средь бастионов…
Когда в конце XVIII века обер-комендант Выборгской крепости Карл Дельвиг (с 1780 по 1790 гг.) приводил в порядок укрепления Крон-крепости Святой Анны, среди валов и бастионов на небольшой глубине фортификаторы наткнулись на неизвестные крупные могильники с человеческими останками «прежних времён». Тогда установлением их принадлежности заниматься не стали, а просто перезахоронили в другое место ввиду того, что «для крепостного укрепления это весьма противно». К сожалению, по стилю изложения этого короткого и единственного документального свидетельства (дело происходило в мае 1785 года) сложно понять, к какому периоду Выборга могли относиться эти захоронения. Вполне возможно, что там были спешно погребены погибшие воины московского полководца Даниила Щени, безуспешно пытавшегося взять штурмом Выборг в 1495 году.
Многое из истории шведского Выборга навсегда останется тайной ввиду того, что архив городского магистрата за XIV-XVII века, хранившийся в здании ратуши, по официальной версии считается почти полностью погибшим при осаде крепости войсками Петра I в 1710 году.
Где хоронили православных
В XVIII веке, после Северной войны, на территории Выборга наряду со старыми шведскими и немецкими захоронениями стали появляться православные кладбища.
В метрических книгах Выборгского Спасо-Преображенского собора за 1804-1885 годы, хранящихся в Ленинградском областном государственном архиве в городе Выборге, помимо сведений о рождении и бракосочетании, указаны данные о смерти и месте захоронения православных горожан и жителей пригородов, по которым можно установить названия кладбищ. Однако до 1837 года в графе «Место захоронения» почему-то не указывалось конкретное кладбище, а чаще всего употреблялись формулировки «на отведённом кладбище» или «на выборгском кладбище».
С 1837 года в метрических книгах уже начинают упоминаться следующие места захоронений: Ильинское кладбище (упоминается с 1837 года), на Гладком камне (с 1839 года), Никольское кладбище (по всей видимости, при церкви в Хави, с 1839 года), на холерном кладбище (место до сих пор точно неизвестно, с 1839 года), Ристимякское кладбище (упоминается с 1860 года) — оно же с 1868 года упоминается как кладбище при церкви Всех Святых, на финском лютеранском кладбище при Андерс-кирхе (с 1862 года), на новом кладбище (с 1863 года, место неизвестно), в Сорвали (с 1863 года), на острове Равансаари (ныне Малый Высоцкий), на кладбище военного госпиталя (с 1870 года), на острове Менс-Саари (с 1871 года, ныне остров Новик), на Выборгском военном кладбище в Сорвали (с 1881 года). Интересно, что кладбище на Курьей лапке как место захоронения упоминается в метрических книгах даже в период 1856-1859 годов.
Нужно заметить, что единообразия в названиях кладбищ не прослеживается. Так, к примеру, кладбище военного госпиталя могло упоминаться и как «госпитальное кладбище», и как «военное госпитальное кладбище», и как «Выборгское госпитальное кладбище», и даже как «гарнизонное кладбище». Но в данном случае речь точно идет об одном и том же месте захоронения.
Упоминание столь большого числа кладбищ лишний раз убеждает в значительном количестве русского православного населения Выборга и его окрестностей в XIX веке.
Кладбище Лепола (Южное) имеет уже новую историю и несколько необычную. Недаром некоторые исследователи иногда упоминают его нарочито грубо «вторичным», так как оно активно использовалось и в советский период, и до. Ныне здесь мирно соседствуют могилы местных жителей времён Великого княжества Финляндского с 19-го столетия, горожан послереволюционного Выборга финского, братские захоронения советских солдат и матросов времён Великой Отечественной войны, а также жителей советского послевоенного Выборга. И всё это — на территории в каких-то несколько сотен квадратных метров…