45 лет назад 27 марта погибли Юрий Гагарин и Владимир Серёгин
За прошедшие годы в СМИ были опубликованы десятки версий авиакатастрофы, написано много книг. Среди авторов — летчики-космонавты, летчики-асы, специалисты авиационной техники, журналисты. Только версия Правительственной комиссии по установлению причин гибели летчиков остается государственной тайной.
Казалось бы, уже невозможно выдвинуть никаких новых версий этой трагедии, как вдруг в «Московском комсомольце» 3 августа 2011 года возникла еще одна. Ее изложил журналистке газеты бывший сотрудник «СМЕРШа» Александр Акимов. Он 45 лет хранит в своем кабинете вещественное доказательство того, что самолет был сбит ракетой ПВО.
Все знакомые летчики, которым я позвонил поинтересоваться их мнением по этому поводу, отвечали мне, что «такого не может быть». Но когда в 2001 году украинскими ПВО над Черным морем был сбит гражданский самолет рейсом из Тель-Авива в Новосибирск, при этом погибло 78 человек, правительство «незалежной» тоже заявляло, что такого не может быть, но затем под давлением улик вынуждено было признать этот факт и выплатить компенсацию родственникам погибших…
Интересно, что первым о «ракетной версии» еще в 1997 году в книге «Убийство космонавта Юрия Гагарина» написал подполковник танковых войск Борис Мурасов: «Ракетой сбили. Я знаю зенитную батарею, фамилии, имена офицеров, от кого произведен пуск… В этот день стрельбы вели дивизионы Сергиева Посада и Красноармейска».
Еще в 1934 году в Ленинграде, когда было изобретено радиолокационное оборудование для обнаружения самолетов, возникла проблема, как определить принадлежность того или иного борта. Придумали автоответчик, который при воздействии на него радиолокационного луча посылал в ответ сигнал: «Я свой». Нет ответного сигнала или не соответствует он секретному коду, значит, чужой.
Кстати, на УТИ МИГ-15 с Гагариным и Серегиным такого автоответчика не было.
Согласно версии Александра Акимова, самолет Гагарина был сбит ракетой С-200, принятой на вооружение в 1967 году. Боевая часть этой системы содержит 90 кг взрывчатого вещества и 37 тысяч поражающих элементов — стальных шариков. Вероятность поражения цели одной такой ракетой — 80%, обычно производят пуск двух ракет с вероятностью поражения 96%.
Места расположения ЗРК строго засекречены. Но когда в 1987 году Матиаса Руста, посадившего самолет на Красной площади в Москве, спросили, как ему удалось миновать расположения всех ЗРК противовоздушной обороны, он сказал, что купил полетные карты над территорией СССР, с указанием расположения всех частей ПВО, в газетном киоске во Франкфурте. Не может быть? КГБэшники тоже так говорили, пока не дошли до того киоска, о котором говорил Руст.
Упомянул я этот факт вот почему. В 1973 году, желая разобраться с географическим положением места падения гагаринского самолета, я купил в киоске «Союзпечати» в Москве карту « Подмосковье для охотников и рыболовов», тираж 300 тысяч экземпляров, цена 30 советских копеек. На ней были указаны границы охотничьих хозяйств и …все «особо охраняемые государственные зоны». Все тайны расположения секретных объектов Подмосковья мог купить кто угодно всего за 30 копеек и в хорошем масштабе.
Некоторые секретные объекты, помимо наземной охраны, имели противовоздушную оборону, оснащенную ЗРК. Совмещая пилотажную зону № 20, в которой Гагарин с Серегиным выполняли свой полет (только непонятно, с каким заданием, так как по утверждению Каманина, они вылетели без полетного задания), с картой для рыбаков и охотников, можно увидеть, что зона расположена всего в трех километрах от одной из таких охранных зон. Выполняя полет между двух слоев облачности, Гагарин потерял ориентировку и влетел в охраняемую зону.
Многие авторы «летных» версий гибели заявляют, что не мог первоклассный летчик Гагарин потерять ориентировку. Да не был он первоклассным летчиком! Перед полетом в космос у него был 3 класс и всего 248 часов налета. За семь лет пребывания в отряде космонавтов Гагарин налетал всего 77 часов с перерывами по полгода и больше и, согласно руководству Наставления по полетам, за эти годы потерял даже квалификацию летчика 3 класса. За космический подвиг ему «по приказу» присвоили квалификацию «Летчик 1 класса», для которой нужно было, как минимум, 2500 часов безаварийных полетов.
Некоторые авторы версий, согласившись с неоспоримыми фактами отсутствия первоклассности у Гагарина, утверждают, что его потерю ориентации мог бы исправить опытный Серегин. Мог, если бы смог. Через 40 лет после авиакатастрофы выяснилось, что в кабине летчика-инструктора отсутствовала ручка управления самолетом. Ручку управления во второй кабине УТИ МИГ-15 убирали еще со времени начала тренировок первого отряда космонавтов.
Очень важным в «ракетной» версии является тот факт, что отработка практических навыков по сбиванию самолетов ЗРК С-200 и С-125 производилась на самолетах-мишенях МИГ-15М. В такие мишени переоборудовались списанные МИГ-15, а Тбилисский завод № 31 выпускал такие мишени серийно. При этом самолет-мишень мог не только самостоятельно, без пилота взлетать, но при необходимости и совершать посадки на аэродроме. На мишенях автоответчики «свой-чужой» не устанавливались. Что могли подумать ракетчики, когда в охраняемой зоне появился самолет, не отвечающий на запрос? Что это самолет-мишень, запущенный с целью проверки боеготовности, и произвели боевой пуск…
«Ракетная» версия гибели экипажа УТИ МИГ-15 не противоречит ни одной из «летных», изложенных десятками авторов, и ни на одну из которых правительственных комментариев не было и не будет, минимум до 2018 года, 50-летия со дня гибели Гагарина. Перечень лиц, виновных в его гибели, очень большой, начиная с работников ЦК КПСС, министра обороны, командующих — до руководства Центра подготовки космонавтов. Многие из них входили и в состав Правительственной комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы. Могли ли такой список виновных обнародовать в 1968 году? Конечно, нет. А на ракетный залп был наложен гриф «совершенно секретно», и в ход была запущена государственная машина дезинформации.