Суоми расплатилась сполна


Страницы прошлого листая

В минувшем году исполнилось 60 лет с момента пересечения финляндско-российской границы последним товарным составом с продукцией, произведенной в Суоми в счет послевоенных репараций в возмещение нанесенного Советскому Союзу ущерба. Прежде чем коснуться подробностей этого длившегося 8 лет процесса, сошлюсь на относящуюся к нему терминологию и ее изменения в течение тысячелетней истории войн, начиная со времен Римской империи.

Само слово «репарации» (от латинского «восстановление») вошло в обиход всего 90 с небольшим лет назад, после окончания 1-й Мировой войны. Они были наложены по Версальскому договору государствами Антанты и их союзниками на побежденную Германию. Но главный союзник — Россия (к тому времени уже советская) не получила от этого ни одного пфеннига, цента, пенса или сантима. Более того, как это ни парадоксально, РСФСР уплатила в 1918 году Германии, по Брестскому мирному договору, контрибуцию (это была последняя контрибуция, иными словами — грабеж, — в мировой практике) в 6 миллиардов рейхсмарок (по некоторым данным, было отправлено в Берлин 20 тонн золота, которое так и не вернулось в Россию), потеряв при этом Польшу, Прибалтику, почти всю Украину и Белоруссию (этот вынужденный, «похабный», по словам В.Ленина, мир подтверждал и отказ России от провозгласившей до этого свою самостоятельность Финляндии и предусматривал вывод русских войск и флота из Суоми).
Какая же разница между контрибуцией и репарациями? Привожу термины по Большому энциклопедическому словарю РАН. «Контрибуция — 1.Платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства — победителя. 2.Принудительный денежный сбор, взимаемый неприятелем с населения оккупированной местности» (в переводе с латинского Contributio на разные языки само понятие трансформировалось от «принудительного сбора» до «вымогательства, грабежа» (Brandschalzug по-немецки).
А вот «Репарации — в международном праве вид материальной… ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата… обычно предусматривается в мирном договоре).
Проще говоря, контрибуция (по-фински sotavero, pakkovero), с незапамятных времен означала грабительскую дань, налагавшуюся римскими легионами и войском Александра Македонского, ордами Чингиcхана, османами, гуннами, германцами на население побежденных стран в произвольном размере. А репарации (sotakorvaukset) предусматривают тщательно просчитанный ущерб, нанесенный оккупантами странам-победительницам. Парижский мирный договор 1947 года определил размер репараций с Германии, Италии, Венгрии, Румынии и Финляндии. Для последней это означало выплату 300 млн долларов в течение 6 лет, причем советская делегация на переговорах о мирном договоре в Париже добилась разрешения получать репарации натурой. Суоми стала единственной из этих стран, полностью выплатившей сумму в 226 млн (СССР впоследствии увеличил срок выплаты до 8 лет и снизил в 1948 году наполовину сумму оставшихся платежей; часть репараций Москва «простила» ставшими «странами народной демократии» Венгрии. Румынии, и возникшей в 1949 году ГДР).
Выплата репараций нелегко досталась Финляндии. Но, как еще раз отмечалось экспертами в связи с 60-летием окончания платежей, именно тогда началась диверсификация индустрии Суоми — бурное развитие металлообрабатываюшей промышленности, и прежде «деревянная» в основном страна стала «металлической», а впоследствии и электронной.
СССР получил за 8 лет от Финляндии станки и оборудование (прежде всего, для лесной и бумажной промышленности и гидроэлектростанций в пограничных районах), сотни морских и речных судов всех классов — рыболовецких траулеров, буксиров, ледоколов, парусных и немагнитных шхун для научных изысканий. Особенное развитие получило в Суоми судостроение, что позволило уже после окончания поставок по репарациям загрузить верфи советскими заказами. Например, для наименования десятков построенных для СССР ледоколов для всех омывающих страну морей и большинства северных рек, уже не хватало фамилий знаменитых полярных капитанов и названий арктических островов, а для доброй сотни судов науки — имен советских академиков — полярников…
…Разумеется, репарационные поставки шли не только по рельсам. Морские и речные суда отправлялись в СССР своим ходом, часть грузов везли трейлеры. Но символическим стал все же гудок локомотива последнего поезда, ознаменовавший для Финляндии конец послевоенным расплатам.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий