В парке Монрепо на прибрежной скале, очертаниями напоминающей огромного спящего кита, возвышается строгий обелиск из серого шведского мрамора. С её вершины открывается вид почти на весь парк, а слева на соседней скале видна Чайная беседка. Обе эти скалы овеяны поэзией любви. Не случайно, режиссер Эльдар Рязанов выбирает это место для объяснения Андерсена и Гетти, оно происходит в Чайной беседке.
Скала со строгим обелиском называется Левкатийской. Для создателя парка, Л. Г. Николаи она была связана с легендой о греческой поэтессе Сафо, которая бросилась со скалы в море из-за неразделённой любви к Феону.
О превратностях любви должен был напоминать храм Амура, когда-то стоявший здесь. По поводу его проекта в 1804 г. ведутся переговоры с П. Гонзаго, но строительством, в итоге, занимается молодой архитектор А. Павлов, видимо, по своему собственному проекту.
Но Левкатийская скала связана и с историей любви единственного сына создателя парка Монрепо – Л. Г. Николаи – Пауля Николаи.
Родился Пауль Николаи 17(28) июня 1777 г. В 1785 г. родители отправляют его в Эйтен (Германия) к знаменитому поэту, переводчику, редактору «Геттингенского альманаха муз» И. Г. Фоссу. В 19 лет Пауль окончил Эрлангенский университет в Баварии и в дальнейшем посвятил себя дипломатической деятельности. Долгие годы он состоял при русских посольствах в Лондоне, Стокгольме и Копенгагене, а впоследствии был назначен посланником в Лондон. В качестве российского уполномоченного он принимал участие в установлении границ между Россией и Швецией в 1810 г.
В 1811 г. он женился на воспитаннице Смольного института, из знатного пьемонтского рода Александрине Симплиции де Брольи. В 1810 г. в письме С. Р. Воронцову Пауль с восторгом писал о своей невесте: «От своих родителей она унаследовала честь, благородство; её характер совершенно соответствует моему, она естественна и скромна и кроме того обладает силой духа, которая в её 22 года отличает её от многих сверстниц». Александрина была нежно принята всей семьёй. Отец и мать Пауля души в ней не чаяли. Ему она родила семерых детей.
К сожалению, в 1824 г. в возрасте 37 лет Александрина умирает при рождении Симплиции – последнего ребёнка четы Николаи.
Именно тогда Пауль произносит слова: «Половина солнца для меня угасла», но теперь он должен был думать о судьбе своих семерых детей.
Александрина де Брольи происходила из французской эмигрантской семьи, бежавшей от режима Наполеона. Три её брата поступили на русскую службу, двое из них погибли во время войны с Наполеоном: Огюст Сезар – под Аустерлицем в 1805 г., а Шарль Франсуа – под Кульмом в 1813 г.
Именно в память о доблести братьев любимой Александрины Паулем и был в 1827 г. на Левкатийской скале, вместо обветшавшего к тому времени храма Амура, поставлен обелиск из серого мрамора. Украшениями его были два шлема римских воинов. Спроектировал обелиск английский архитектор Чарльз Тэтам.
С 1847 г. Пауль Николаи, выйдя в отставку, живёт в Монрепо. Он ведёт дневник, большинство страниц которого посвящено жизни детей. Свой кабинет он называет «кельей». Только одно событие нарушает его размеренный образ жизни последних лет. В 1863 г. по дороге на открытие сейма в Гельсингфорсе 84-летнего дипломата навещает Александр II.
Младшая дочь Симплиция не покидает отца до конца его дней и только после его смерти уходит в нормандский монастырь. Пауль Николаи умер в 1866 г. в возрасте 89 лет. И он, и его жена Александрина де Брольи похоронены в Монрепо. Как и его отец – Л. Г. Николаи – Пауль прожил строгую и честную жизнь, служа новому Отечеству, и помня о девизе рода Николаи, сформулированном стоиком Эпиктетом: «Выдерживай и воздерживайся». Важной составляющей его жизни была вера. Не остался Пауль Николаи равнодушным и к главному творению отца – парку Монрепо. В юные годы он работает над созданием Пампушинки, где позже его мать грустила о далёком сыне, и видовой площадки – китайского зонтика. В зрелые годы – это капелла Людвигсбург и скульптура эпического барда Вяйнемёйнена.
И до сих пор над семейным некрополем, кажется, звучат его полные бесконечной печали слова: «Половина солнца для меня угасла».