Здесь был выборгский трамвай ( №61 )


Среди выборгских достопримечательностей, как среди существующих, так и среди утраченных, есть одна, о которой с симпатией отзываются все – и даже те, кто ее не застал – это выборгский трамвай… 62 года назад, 29 июля 1946-го, первые восемь послевоенных трамвая Выборга прошли испытательным рейсом по Ленинградскому проспекту.

Начавший свой пробег длиной в 45 лет в 1912 году, трамвай пережил революции, войны, переход из одной политической системы в другую и даже из страны в страну, он всегда честно выполнял свою миссию – быть самым экологичным транспортом, и возил пассажиров и грузы независимо от политической и национальной принадлежности.

В годы войн трамвайное хозяйство Виипури было основательно развалено: массированные бомбардировки советской авиации повредили пути и подвижной состав, оба трамвайных парка подверглись разрушениям. В короткий период между войнами финскими инженерами была восстановлена часть, но новые военные акции 1944 года вновь нанесли значительный урон трамвайному хозяйству. Теперь возрождением движения пришлось заниматься советским властям, которые поняли необходимость наличия городского транспорта в Выборге уже к январю 1946 года.

Через полгода десяток моторных вагонов уже были готовы начать свой очередной пробег по улицам нашего города, еще четыре ожидали своей очереди на ремонт.

Первая послевоенная выборгская трамвайная линия длиной около 8 километров должна была пройти через Ленинградский проспект к вокзалу, по Ленинградскому шоссе, к Южному посёлку и по Крепостной улице к рынку. Были планы прокладки линии через Крепостной мост к посёлку Тианхара (с 1948 г — поселок имени Калинина).

Работы по восстановлению трамвайного сообщения проводились в основном вручную, без автомобильной техники, при помощи вагонеток и рельсового пути.

И, наконец, 29 июля 1946 года состоялся испытательный рейс восьми трамвайных вагонов по Ленинградскому проспекту, а 21 сентября 1946 года Виипурский трамвай был введён в эксплуатацию раньше намеченного срока. В 12 часов дня на углу Ленинградского проспекта и Крепостной улиц состоялась торжественная церемония, посвящённая пуску трамвая. 22 сентября было начато регулярное движение по двум маршрутам: «Вокзал — Северный вал» и «Вокзал — Южный посёлок». 6 вагонов, курсировавших по двум маршрутам в Выборге, ежедневно перевозили до 7 тысяч пассажиров.

В июле 1947 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь — линия «Выборг, Крепостной мост — Госпитальная улица, Сорвали (ныне Гвардейский посёлок).

С августа 1947 года на трёх линиях городского трамвая стали работать 8-9 моторных и 2-3 прицепных вагона.

В 1954 году была ликвидирована линия по улицам Пионерской и Крепостной. Взамен нее была проложена новая — вдоль залива по набережной Северного Вала от проспекта Ленина до Крепостного моста.

В начале 1957 года было принято решение о закрытии трамвайного движения в нашем городе с 1 апреля 1957 года. Последняя линия трамвая было ликвидирована 10 июля 1957 года.

Но о нем помнят. Пишут монографии и статьи. История выборгского трамвая, в той или иной степени, представлена в нескольких музеях. Теперь, похоже, пришло время и выборжанам сделать свой вклад в увековечивание скромного труженика городского транспорта. Группой городских энтузиастов разработан уникальный проект мемориала выборгскому трамваю. Проектные работы над созданием уникального музейного мультимедийного интерактивного комплекса, который предполагается разместить на улице Крепостной, уже близки к завершению и получили высокую оценку и поддержку международного сообщества исследователей истории города. Есть надежда, что в течение ближайших месяцев выборжан и гостей города ожидает встреча с невиданной по способу решения нигде в мире экспозицией «Здесь был выборгский трамвай».

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий