6 улыбок из шести

Константин Телицкий впервые увидел витражи в окнах жителей Суоми и загорелся желанием работать в технике Тиффани. Обидно, у финнов есть, а в нашем старинном городе – нет. До того, как он устроил свой мастер-класс в студии живописи и рисования во Дворце культуры, Константин смог припомнить всего одно занятие такого рода, которое проводил опять же финский художник где-то четыре года назад.

Вообще же изготовлением витражей и изделий из стекла он занимается восемь лет, закончил курсы в Мухинском училище (кафедра стекла и керамики).
Телицкий довольно долго не воспринимал себя как профессионального художника. Он по профессии корабел, но, как и многие в девяностые годы, вращался в кругу Выборгского художественного общества. С удовольствием вспоминает, как плотно общались тогда художники: были не только выставки, но и бардовские вечера, просмотр «вечных» фильмов. На его свадьбе с Ульяной в 94 году кого только не было, от «Вереска» до… министра культуры Финляндии.
Сейчас художники разрознены, нет того сообщества, существовавшего раньше. А тогда, неравнодушные к культуре вообще, они помогали организовывать постановку спектаклей народного театра Алексею Бочкову, принимали участие во многих проектах. Он вспоминает, как в 1995-м подготавливали Часовую башню к реставрации, в здании даже дверь внутрь не открывалась, меняли также оконные переплеты. Администрация города обещала, что потом можно будет использовать памятник старины как вариант выставочного зала. Как известно, приличного выставочного зала в Выборге нет и до сих пор. Поэтому, хотя бизнес-план Телицкого в рамках программы поддержки малого бизнеса в прошлом году был одобрен администрацией, он в итоге снял свою кандидатуру на получение финансирования. Не увидел прозрачности в действиях местной власти и побоялся, что будет, «как вчера».
Как любой приличный горожанин, он увлекается историей Выборга. Сильный толчок к преодолению краеведческой безграмотности дал ему в свое время Евгений Кепп, подстегнув Константина узнавать новое о прошлом.
Телицкий, хотя и рисовал, не считал себя в этом сообществе профи. Нужно было найти свое, и он нашел. Теперь Телицкий вернулся, он один из тех самых, выборгских художников, но со своим направлением. «Первый парень на деревне», — смеется он.
Почему говорим: «вернулся»? Работал более десяти лет в Петербурге, мотался между Выборгом и Северной столицей. Вообще, в тот момент, когда мы встретились, у него намечался синтез хобби и бизнеса. Константин работал на заводе «Адмиралтейские верфи», затем – в строительстве, дизайнером, художником-оформителем. Все это время его работы выставлялись в магазине при Мухинском училище, в «Галерее стекла» на улице Ломоносова. В Выборге он сдавал свои сувенирные изделия в магазин на проспекте Ленина, в «Лавку художника». Неоднократно ездил на выставки ремесел, которые курировала городская администрация. Довольно долго работал директором питерской фирмы «Студии кухни».
И тут получилась взаимосвязь: хобби плюс бизнес. Кухни – витражи. «Было хобби, пока не вышел на большие объемы», — говорит Телицкий.
Он заканчивает образование на вечернем отделении питерской “корабелки”, продолжает занятия на курсах повышения квалификации при Мухинском училище – осваивает технику фьюзинга. В Выборге у него двое детей, живущих с его мамой, пока он в Питере, так как Телицкий – вдовец. Так что график жизни у него напряженный, но…
Он наконец позволил себе заниматься тем, чем давно хотел.
Свое «возвращение» он начал с того, что провел первый мастер-класс по технике Тиффани. Константин считает важным развивать сувенирное направление в Выборге. По его мнению, нет сейчас изделий художников, которые ассоциировались бы с выборгским сувениром.
…На занятии делали ангелочков из стекла (на гербе Выборга должны были быть ангелы, но герб из стекла сразу новичкам не осилить). Пришло шесть человек, которые впервые резали стекло, и — стрессовая ситуация для новичка – ломали его по линии рисунка. Эту операцию Константин называет «прощай, маникюр». Необходимы перчатки, опасны осколки стекла. Но операция прошла успешно. Как сказал мастер, было шесть улыбок из шести. Каждый с радостью взирал на дело рук своих. Шесть ангелочков выстроили на подоконнике, сфотографировали, а потом каждый получил свой сувенир в фирменной упаковке (хрупкий предмет). Константин Телицкий и Михаил Горностаев (он помогал организовать мастер-класс) улыбались, довольные результатами занятия. Уже многие записались на следующий мастер-класс по витражной технике. На вопрос, как ученики собираются в дальнейшем работать, профессионально или на уровне хобби, художники ответили, что мастер-класс и помогает выявить потребность в таких занятиях.
И в перспективе планируются различные хобби-классы: графика (тушь), цветной карандаш, интерьерные работы.
Телицкий считает, что для Выборга техника Тиффани необходима – старинный город, явно предрасположенный к искусству витражей, в которых в свое время здесь знали толк.
У него отличное чувство юмора, помимо серьезной поэмы с выборгскими мотивами, которую он пишет кусочками несколько лет, Константин сочиняет экспромты шутливого содержания. Например:

Не гоните меня, понукая,
я не тормоз, а медленный газ,
даже муза, когда пролетает,
то стучится по нескольку раз.

Главное для него – это сделать что-то настоящее, как художнику декоративно-прикладного искусства. Выставки, обучение, производство, поддержка мастеров материалами – ближайшие направления деятельности. И забота о подрастающем поколении, чтобы оно «не умирало перед компьютерами, «спасая» мир».

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий