На «горячую линию» территориального отдела Роспотребнадзора поступила жалоба от пассажиров автовокзала в Выборге.
Люди пожаловались на то, что им не дают возможности бесплатно воспользоваться привокзальным туалетом.
— Это нарушение законодательства, — прокомментировала ситуацию заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Выборгском районе Ольга Тихоновская. — У каждого пассажира, имеющего билет на поездку в этот день, есть право бесплатно пользоваться туалетом на вокзале. Это касается как автобусных перевозок, так и железнодорожных.
Ольга Дмитриевна разъяснила, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров, должны обеспечить для них бесплатный туалет. Каким образом они это сделают — их проблема. Они могут сами вносить плату за посещение туалета пассажирами или каким-то другим образом договориться с владельцами туалета. Главное, что пассажиры, имеющие билеты на автобусный или железнодорожный транспорт на этот день, неважно, до поездки или после нее — имеют право воспользоваться без оплаты туалетом на вокзале.
По словам Ольги Тихоновской, после вмешательства территориального отдела Роспотребнадзора, выяснилось, что на автовокзале в Выборге работают три перевозчика, каждый из них обязан обеспечить своим пассажирам эту услугу бесплатно. Кстати, неплохо бы повесить об этом объявление непосредственно рядом с входом в вокзальный туалет. Такое право, как и бесплатное пользования залом ожидания, закреплено новым «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», вступившим в силу несколько лет назад. Если пассажир сталкивается с нарушением своих прав (ведь понятно, что владельцам платных туалетов выгодно получать деньги с посетителей), он может обратиться к администрации вокзала, пожаловаться в отдел Роспотребнадзора или в общество защиты прав потребителей. Даже если, во избежание конфликта, человеку все-таки пришлось заплатить за посещение известного заведения, главное — сохранить чек. Ведь уже имеется и судебный прецедент.
Известен случай, когда пассажир железнодорожного вокзала в Тюмени, которому было отказано в бесплатном туалете, не поленился обратиться с иском в суд, где выиграл дело. Причем кроме возвращенной оплаты за посещение туалета, суд решил, что ответчик, в этом случае — железная дорога, должна компенсировать пассажиру еще и 5 тысяч рублей за причинение морального вреда с учетом тех физических и моральных страданий, которые ему пришлось пережить.
Ведь статья 80 «Устава железнодорожного транспорта РФ» предусматривает те же права для пассажиров, что и при автобусных перевозках — бесплатный туалет и зал ожидания на вокзале в день приезда и отъезда.
Конечно, на разных вокзалах пытаются «подкорректировать» законодательство. Говорят, на Ладожском вокзале в Санкт-Петербурге пытались бесплатное посещение туалета разрешить пассажирам только за час до отправления поезда и в течение часа после его прибытия. Однако такие ухищрения явно незаконны, нередко пассажиры приезжают на вокзал за несколько часов до отправления поезда и находятся там продолжительное время со своим багажом — это абсолютно нормально, наконец, на вокзалах есть немало транзитных пассажиров. Так что выборжане, купившие билет на электричку, тоже должны знать об этом.
Самое главное, чтобы люди отстаивали свои законные права, не стеснялись говорить о них даже в такой, казалось бы, деликатной ситуации, как посещение туалета.
в той же призме туалет платный, в фамили центр тоже.
в большей части кафе — если не клиент кафе то тоже может быть платным.
в выборге бесплатный туалет есть еще на Несте. правда если туда все ломануться с автовокзала то и они могут платным сделать.
другой вопрос о качестве услуг. взрослые ладно — прикиньте с ребенком маленьким надо в туалет зайти — переодеть. и что?
ни один туалет в СПБ и ЛО не оборудован для маленьких детей (кроме Икеи), по крайней мере я не встречал.
а отремонтированную поликлинику взять — как вы думаете есть там возможность ребенка переодеть?
пандусы для инвалидов сделали, а о том что этот гипотетический инвалид будет делать если ему приспичит — не подумали.
Посещение туалета входит в цену железнодорожного билета, но если ж.д. не возмещает владельцу или арендатору туалета, затраты на оплаченных по билетам на поезд посетителей, то туалет запросто может быть убыточным.
Т.е. вариантов решения вопроса несколько, это:
— туалет должен принадлежать ж.д. и он не должен быть самоакупаемым,т.к. оплата его услуг заложена в цену билета;
— туалет в аренде, арендатору возмещают расходы за обслуживание клиентов ж.д.;
— т.к. поездки по ж.д. могут быть длительными, а оплаченный туалет ж.д. и конкретно вокзал не предоставляет, всем желающим мочиться на дверь начальника вокзала, т.к. еще раз повторюсь, подобная услуга оплачена
И еще, а причем тут автовокзал, тамошним клиентам в ж.д. сортире бесплатно делать нечего.